/>

"Закономерный рай"

Закономерный рай"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям".

Евангелие от Матфея (5:13)

Когда мы говорим о проблеме выбора, на повестку дня неожиданно, но совершенно закономерно выходит понятие детерминизм - предопределенность человеческой жизни. Неожиданно, потому что я хотел подчеркнуть, что человек не должен относиться фатально к своей судьбе, но закономерно - потому, что предопределенность человеческой жизни во многом возникает как результат ранее принятых им самим или другими людьми решений. Не отдавая себе отчет в том, что какие-то из наших поступков могут иметь совершенно неожиданные последствия, мы, ощутив эти последствия, начинаем клясть судьбу и вопрошать небеса: "За что мне такое?"

Вообще, проблема закономерности и случайности, на первый взгляд, не поддается интеллектуальному анализу, как и вопрос - что есть истина? Это тот раздел человеческого знания, который мы - с некоторым даже облегчением - обычно относим к области божественного, то есть непостижимого.

В том смысле, что есть какая-то закономерность высшего порядка, которую мы не в состоянии познать. Еще бы: вся история человеческой науки направлена на поиски закономерностей, но полностью всю "цепочку" до сих пор открыть так и не удалось.

Например, ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно справедливости дарвиновской теории эволюции, потому что до сих пор так и не прояснен механизм появления "человеческого" в человеке.

То есть принято считать, что существо, напоминавшее по виду и человека, и обезьяну, но с гораздо большим, чем у последней, объемом мозга стало человеком только тогда, когда начало производить нечто бесполезное, но красивое - бусы, колечки, стало рисовать не информационные, а декоративные изображения - короче, стало заниматься искусством. Но почему оно стало заниматься искусством и что представляет собой тот кремень, что высек эту божественную искру?

Науке давно уже известно, что гены в организмах постоянно мутируют, но мутируют с разной скоростью. По всей видимости, "искра Божья" и была результатом таких мутаций.

Мутация - это то случайное, что влечет за собой целый ряд закономерностей. Однако организмы сохраняют способность к мутации постоянно потому, что эта способность позволяет им адаптироваться, изменяться, приспосабливаться. Какие условия заставили человеческий мозг и психику мутировать таким образом, чтобы они могли производить нечто бесполезное, ненужное для выживания и продолжения рода?

Может быть, все дело в том, что "ненужные" умения как раз и есть самые необходимые для выживания человеческого рода? Может быть, "сотрясать воздух", "блуждать в поисках смысла", искать закономерности в собственной жизни - это и есть самое главное для нашего выживания?

Ведь как только мы начинаем анализировать себя и свою жизнь (главное, чтобы по-честному, без обиняков), мы уже не можем творить беззаконие, мы уже не можем поступать опрометчиво, мы уже не можем не замечать других людей, потому что знаем: они - часть закономерности нашей жизни, и так, как мы поступим с ними, жизнь потом поступит с нами.

Природа, позволив нашему мозгу мутировать до состояния идеального инструмента, которым не наделила ни одно другое живое существо, дала ему и тормоза - это рефлексия и возможность анализировать самого себя. Но идеальный инструмент быстро нашел противоядие - рефлексирующий человек был признан слабым и неспособным постоять за себя. Будущее было за силой, грубой и пользующейся только такими средствами, которые необходимы для физического выживания и продолжения рода.

Человек рефлексирующий - это Иисус, который сказал: "Ибо кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". Но испокон веков мы буквально воспринимали все, что написано в Библии и Евангелиях, кроме того, что относится к анализу и рефлексии.

Испокон веков считалось, что человек, буквально живущий по Христовым заповедям, - "идиот". Ну, разумеется, если мы на самом деле будем подставлять щеку и проч. Но речь-то не о прямом действии, ведь притчи, которые рассказывал Иисус своим ученикам, - это примеры поступков, возникших в результате воплощения каких-то нравственных принципов.

"Подставить щеку" - это значит настолько выключить свою агрессию, чтобы даже, если бьют тебя, не отвечать этим же. Это свойство - выключить агрессию, подавить животный инстинкт задрать обидчика немедленно - свойство человеческого разума, искры Божьей, которая не упала ни на одно другое существо на земле.

Я не хочу сказать, что человек - венец творения. Он всего лишь одна из тварей Божьих, но такая тварь, которая наделена разумом, способным осознавать себя и мир вокруг. Мы все знаем, как легко человек обращает в пустыню цветущую землю, если при помощи этого разума пытается соперничать с себе подобными.

Вся человеческая история наполнена войнами и кровавыми расправами. И все, чего ищет человек, обрекая на гибель миллионы себе подобных, - это власть. Точно так же бьется лев за главенство над самками прайда, обезьяна за лидерство в стае и т.д.

Но человек с его идеальным компьютером мог бы отказаться от этого, если бы вспомнил, что стал человеком, как только научился делать Ненужные вещи - рисовать, сочинять музыку, стихи и размышлять. Но мы не помним, поскольку используем наш идеальный компьютер для колки орехов, а не для того, чтобы на самом деле выжить, сохранить человеческий род, а не просто разновидность земной фауны.

И все же случайности - иногда счастливые, иногда трагичные - сотрясают нашу жизнь. Я не говорю о счастливых встречах в метро со своим суженым, не говорю о падающем на голову кирпиче (как известно, "кирпич ни с того, ни с сего никому и никогда на голову не свалится"), я говорю о глобальных природных катастрофах, которые, впрочем, сами по себе тоже не являются случайностью, но случайностью может оказаться наше присутствие или отсутствие в плохом месте.

Я все время думаю о бессилии человеческого разума перед стихией, что, безусловно, доказывает, что мы - всего лишь часть огромного мира и должны жить по его законам. А стихия и есть истина, она и есть Бог. Мысль не нова, но кто сказал, что древние, называя грозу богом Перуном, а солнце - Ярилом, были не правы? Потому что Бог, который сотворил нас, есть стихия!

А мы, имея возможность анализировать, все-таки представляем себе райские кущи или адское пекло, ждущие нас после смерти, вместо того, чтобы, посмотрев хронику любой катастрофы по телевизору, понять, что мы просто муравьи, которых вместе с домами, суперсовременной техникой и дорогими автомобилями уносит грязным потоком из разлившейся речки.

И единственное, что есть у нас, единственное, чем мы могли бы утешиться, - это наш разум, который еще два тысячелетия назад пытался придумать нам лучший, закономерный рай - рай при жизни, если мы будем любить друг друга и жалеть друг друга, если мы будем любить и жалеть мир вокруг нас, если не будем жить "хлебом единым".

Владимир Якименко

#журнал#подкова#человек#выбор

cnНА ГЛАВНУЮcnГАЗЕТА РАДУГАcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru