София - женское начало мироздания

София - женское начало мироздания"В женственности тайна мира", - пишет Булгаков, и эту тайну философская мысль Серебряного века пыталась познать. Только София-Премудрость "может сообщить миру новые силы и новое вдохновение для нового творчества... В софийном миропонимании лежит будущее христианства". А Белый вторит Булгакову: "Человечеству открылся единственный путь. Возник контур религии будущего. Пронеслось дыхание Вечной Жены". Особый интерес вызывали пророчества Ф.М.Достоевского: Мережковский, например, трактует фразу "Красота спасет мир" как "Мир спасет Мать". Соловьев пишет: "Должно быть начало, посредствующее между Творцом и тварью, которое бы и связывало их, и в то же время не смешивало. Таким началом и является София-Премудрость Божия". Таким образом, "она занимает посредствующее место между множественностью живых существ, составляющих реальное содержание ее жизни, и безусловным единством Божества, представляющим идеальное начало и норму этой жизни". София, следовательно, выступает как соединяющее начало.

Действительно, Булгаков, раскрывая "метафизическую сущность" Софии, отмечает, что она "вплотную примыкает" к тварному миру, но в то же время является "неопределимой и непостижимой гранью" между "бытием-тварностъю и сверхбытием, сущностью Божества"; "занимая место между Богом и миром, София пребывает и между бытием и сверхбытием, не будучи ни тем, ни другим или же являясь обоими зараз". Вспоминая посещение константинопольского храма св.Софии посланцами князя Владимира Святославовича и значение этого события для выбора Русью православной веры, он восклицает: "Как правы они (наши предки) были, говоря, что не ведали они, где находятся, на небе или на земле: они и в самом деле были ни на небе, ни на земле, но между, в св.Софии..."

А.Белый исходит в понимании сущности Софии из известного четверостишия Соловьева, которое он считает лозунгом мироощущения начала века:

Знайте же, Вечная

Женственность ныне

В теле нетленном на землю грядет.

В свете немеркнущем

Новой Богини

Небо слилося с пучиною вод.

София, по мнению А.Белого, символизирует соединение Неба и Земли, их связь. "Она должна сойти к нам на землю, чтобы земля сочеталась с небом в брачном пиршестве" и соединить "разъединенные землю и небо наших душ в несказанное единство". Анализируя значение образа св.Софии в Древней Руси, Трубецкой подчеркивает такое свойство миропонимания наших предков: "Человечность божества - вот что им дорого в их представлениях о Софии".

Необходимо сказать о том, что в русской культуре существовало как бы два образа Бога: и образ Христа как Бога милующего, который доставлял сущность христианства, и образ ветхозаветного карающего Бога. Но именно поэтому существовала многовековая традиция восприятия самого Христа как носителя ряда качеств, отождествляемых в традиционном сознании с женственностью. Можно даже говорить о наделении Бога на Руси материнскими чертами. Таким дополнением в культуре Древней Руси выступали Богородица или София-Премудрость Божия.

Вот здесь хотелось бы обратиться к истории идеи Премудрости Божией на Руси. В русскую культуру образ Премудрости Божией пришел из Византии вместе с православием. Тема Софии проходит через всю средневековую историю отечественной культуры, отражаясь в памятниках архитектуры, живописи, пластики, письменности.

О Премудрости Божией писали Илларион, Максим Грек, Зиновий Отенский. Ей посвящены храмы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Вологде. Культ Софии на Руси был обусловлен особым пониманием взаимоотношений человека и мира, человека и Бога. Как известно, одним из влиятельных течений в философской мысли Древней Руси была "оптимистическая" концепция отношения Бога и мира, которая, в скрытом виде, содержала и тезис об обожении мира. Что касается отношений Бога и человека, то во многих сочинениях содержатся идея усыновления человека Богом и учение об "эсхатологическом милосердии", всеобщем воскрешении из мертвых. В ряде работ В.С.Горского специфика древнерусского культа Софии рассматривается в контексте средневекового учения о "срединном слое", согласно которому мироздание имеет трехчленную структуру: верх, середину, низ; именно "срединный слой" осуществлял коммуникацию мира земного с миром небесным. "Срединный слой" включал в себя сущности, которые являются одновременно и тождественными божественному началу в недрах его самобытийности, и отличными от него, причастными земному.

Одним из элементов "срединного слоя" считалась София-Премудрость Божия: она и тождественна божественному началу, и отлична от него. Максим Исповедник, византийский писатель седьмого века, писал: "Для единения с Богом у нас нет иного посредника, кроме Премудрости" С этим связана и еще одна важная функция Софии - покровительство миру. Образы Софии и Богоматери в сознании русского человека сливаются. Богоматерь была общенациональным символом Руси, и русский человек всегда осознавал особую мистическую связь Русской земли и Богородицы, ее покровительство. Одним из проявлений такого слияния стал и тот факт, что главное изображение в киевском храме Св. Софии - изображение Богородицы-Оранты.

Оранта - значит "молящаяся"; вероятно, именно этот аспект образа Богородицы отражает в наибольшей мере ее главную функцию - заступничество перед Богом за людей. "...В середине века основной функцией Богоматери, с которой связывается ее культ, считалось заступничество перед Богом за весь род людской, за мир земной в целом. Богоматерь как покровительница и заступница, представляющая мир земной и защищающая его перед лицом грозного божества, - такой, прежде всего, вырисовывается в культуре Киевской Руси ее образ.

Она - посредница между разорванными мирами - небесным и земным, Богом и человеком. Именно характеристика Софии как посредницы позволяла воспринимать ее как покровительницу, заступницу и в философских текстах Серебряного века. В позднейших произведениях Соловьев называет ее "Ангелом-Хранителем мира, накрывшим своими крылами все создания". Ему вторит Флоренский: "В отношении к твари София есть Ангел-Хранитель твари... "

Булгаков пишет: "София -Премудрость Божия осеняет эту грешную и все же священную землю. И пророческим символом этого осенения является древняя Айя-София в Византии, в куполе которой само Небо снисходит к земле" он называет Премудрость Божию "Божественным покровом над миром" и "Ангелом-Хранителем твари". Трубецкой называет Софию "предвечным замыслом Божьим о творении"; он пишет: "Предвечная София-Премудрость заключает в себе... вечные идеи-первообразы всего сотворенного, всего того становящегося мира, который развертывается во времени".

Цель мирового процесса, по Соловьеву, состоит в соединении божественного начала с душою мира, "причем первое представляет собой действующий, определяющий, образующий или оплодотворяющий элемент, а мировая душа является силой пассивною, которая воспринимает идеальное начало и воспринятому сообщает материю для его развития". Мировая Душа сама по себе есть только "неопределенная пассивная возможность всеединства".

Она потенциальна и пассивна, что позволяет ей выполнить волю Творца. Как Мировая Душа она представляет собой начало, связующее человечество, преодолевающее дискретность бытия. София порождает мир и является, следовательно, всеобщей матерью-материей. Вывод напрашивается сам собой - приведите женщину-мать к Богу и она спасет мир.

Наталья ТЮТЯЕВА, г. Н.Новгород.

#журнал#подкова#софия#значало

cnНА ГЛАВНУЮ cnГАЗЕТА РАДУГАcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru