Рисунки на скалах - послание богов?

Рисунки на скалах - послание богов?Сохранились легенды, что священные скалы, на которых размещены петроглифы (древние рисунки), несут закодированную информацию. Существуют разные версии о происхождении наскальных рисунков, есть и такая: мол, их вдохновенный художник - внеземной разум. В доказательство приводят рисунки, найденные в Африке: изображения человека в скафандре, изображения кометы и прочее. У нас подобных изображений нет, но материал богатый: зафиксировано и исследовано 115 писаниц с более чем пятью тысячами рисунков.

Культурология является синтезом наук и рассматривает явления голографически. Чтобы понять смысл этого "первобытного граффити", потребовалось обратиться не только к истории, археологии, этнографии, фольклористике, но также к психолЪгии и мифологии.

В Олонхо, к примеру, есть образ мировой горы. Священные же скалы с петроглифами выступают неким символом мировой горы, они являются частью системы знаний о мироздании. Через них человек ощущал свою связь с космосом именно через скалы избранным поступают сокровенные знания в виде энергии. Конечно, эти эзотерические знания доступны немногим. Эти посвященные - шаманы. Так есть сейчас, и так было десятки тысяч лет назад. Тайные знания позволяли шаману получать информацию о прошлом, настоящем и будущем. Вокруг этих сакральных мест, как издавна считают местные жители - особая энергетика, на священной горе происходят исцеления и другие загадочные явления. До сих пор якуты не проходят мимо скалы, не возложив к ее подножию ритуальную жертву.

Удивительно, но факт остается фактом: примитивные люди, жившие в каменном веке, гораздо чаще изображали на рисунках не сцены охоты или мирный быт, а некие таинства, происходящие при участии этих первобытных "жрецов". Исследователи полагают, что и рисовать-то на камне было позволено только шаманам, поэтому большая часть изображений - это мистические знаки - духи-храните-ли, шаманские бубны, символы других миров.

В фигурке, запечатленной на скалах в бронзовом веке (в долине реки Маи, притока Алдана) - нет ног. Случайность? А рядом еще две человеческие фигурки с рожками (рога - это непременный атрибут шамана) - у них и вовсе изображены только лица и часть туловища. Четвертая фигура находится чуть поодаль от остальных и его черная маска кажется немного зловещей. Глядя на рисунок, возникает ощущение, что фигуры людей в ритуальных масках, раскинув руки, парят в воздухе! И вероятнее всего, совершают путешествие в Верхний мир, к солнцу (которое представлено здесь в виде солярного знака) с мольбой о ниспослании благополучия, плодородия.

В петроглифах Верхней Лены есть даже целая серия ритуальных танцев под предводительством шаманов. Особенно выразительны фигурки в местностях Чопчу-Бага и Мохсоголлох Хая. В одной -танцующие шаманы, а в другой - ритуальный круговой танец во главе с главным шаманом (у него четырехрожковые ветви на голове и бахрома для кистей рук, бубны, жертвенный скот).

Самые древние изображения на скале в Якутии находятся на реках Токко и Олекма. Скала Сурукта-ах-Хайа на берегу Токко является одним из древнейших культовых центров Средней Лены. На скале изображены лошадь и бык. Бык, нарисованный в движении, выглядит весьма реалистично: с вытянутой вперед мордой и приподнятым хвостом, кажется вот-вот и его ярость прорвется наружу! А вот фигура лошади сильно стилизована: из каждой пары ног прорисовано только по одной ноге, контур внутри - чистый. Вы спросите: ну, какая может быть магическая подоплека у изображения этих животных?

В древности якуты противопоставляли быка из Нижнего мира и лошадь, животное Верхнего мира, олицетворяющих соответственно - "длинную зиму" и "короткое лето". Якутский шаман путешествие в Верхний мир начинает с ка-кого-нибудь возвышения, например, горы или скалы. По словам шамана Ку-руппа, зверь-хранитель находится на вершине высокой скалы. Из сказанного следует, что фигуры животных, выписанные на скалах, могут означать духов-хранителей шамана. Душа шамана (ийэ-кут) на лошади, духе-хранителе (мать-звере) взмывала в Верхний мир, а, превратившись в быка, отправлялась в Нижний мир, чтобы обнаружить души, украденные духами". Подобные рисунки животных передавали также преклонение людей перед самыми крупными представителями тогдашнего животного мира - лосями, медведями, дикими лошадьми как духами-хранителями души шамана ийэ-кут.

Но, помимо ритуального значения, рисунки могли иметь и чисто утилитарный характер: под одной фигурой лося (роспись Мундуруччу на Амге) проведены горизонтальные линии, рассеченные вертикальными черточками. Местные охотники и этнографы предполагают, что эти линии представляют собой оригинальный знак-указатель: неподалеку от скал с изображениями находится место для переправы крупных таежных животных, где охотники осенью и теперь отстреливают сохатых!

Что более всего изумляет - это единство символических наскальных образцов по всей территории нашей необъятной Земли, что говорит о том, что шаманизм - это универсальная ритуальная практика. Возле наскальных изображений шаманы в разных концах света и по сей день, проводят свои тайные ритуалы (так что еще можно поспорить: чья профессия самая древняя на Земле!). Это и свидетельство единства исторического процесса, и того, что человек был изначально существом религиозным. Некоторые археологи даже предполагают, что у него были развитые экстрасенсорные и парапсихо-логические способности. А это означает, что не столь уж и примитивен был дикий предок, раз мог оперировать символическими образами! А нам, похоже, только предстоит однажды открыть смысл тайного послания наших загадочных пра-прапраотцов...

Любовь КУЗЬМИНА, кандидат культурологических наук.

#журнал#подкова#рисунки#петроглиф

cnНА ГЛАВНУЮcnГАЗЕТА РАДУГАcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru