О достоинствах народной кухни

О достоинствах народной кухниЗапахи родного дома... Они еще на пороге встречают нас, такие аппетитные и заманчивые! Старинный обычай собираться всей семьей за накрытым столом и в наши дни не утратил своего значения. Именно здесь, в атмосфере семейного общения, в естественной, ненавязчивой форме происходит, в частности, процесс воспитания младшего поколения.

И культура питания играет при этом не последнюю роль. Современная хозяйка должна разумно и со знанием дела подходить к проблеме выбора продуктов и приготовления блюд. В немалой мере от нее зависит здоровье всей семьи.

В систему здоровых привычек, навыков поведения, которую и можно назвать здоровым образом жизни, необходимейшей составной частью входит рациональное питание. Специалисты-врачи, диетологи, гигиенисты еще спорят о том, что конкретно должно быть рекомендовано различным возрастным и профессиональным группам населения, но в главном мнении не расходятся: калорийность пищи следует ограничивать, а потребности организма в витаминах, микроэлементах, фитонцидах и других биологических активных веществах полностью удовлетворять.

Какой же вывод можно сделать из этой рекомендации? Как готовить хозяйкам, поварам, чтобы в поданном на столе блюде содержалось как можно больше полезного? И, наконец, как сделать, чтобы это полезное было еще и вкусно? Найти ответ на последний вопрос, пожалуй, труднее всего.

Действительно, кулинарные традиции на редкость живучи. Вкусным кажется то, что готовили бабушка, мама, то, к чему привыкли с детства. Однако бабушки учились готовить у своих бабушек, а с тех пор жизнь вокруг нас неузнаваемо изменилась. Уменьшились физические нагрузки, увеличились психические, появились новые, концентрированные, высококалорийные продукты, повысилось загрязнение окружающей среды. Питаясь по старинке, мы оказываемся все в большем долгу перед собственным организмом, собственным здоровьем.

Стоит ли кратковременное удовольствие, полученное за пышно накрытым столом, того, чтобы расплатиться за него преждевременным одряхлением, болезнями, ведущими к самым печальным последствиям? Давайте подумаем, почему то или иное блюдо кажется нам вкусным? Маленький пример из истории.

Общеизвестно, что пиры в императорском Риме отличались невероятным обилием изысканно приготовленной пищи. В то же время в древней Спарте жители вели строгий образ жизни: физический труд, физическая закалка прививались ее гражданам с детства. Воины-спартанцы славились своей выносливостью и боевой доблестью. Так вот, спартанцы изгоняли повара, если он начинал готовить сложные, изощренные, слишком вкусные блюда. Обедали они просто, и в основном их блюдом была чечевичная похлебка. Однажды правитель Сиракуз захотел попробовать знаменитую похлебку и выписал из Спарты повара. Отведав блюда, о котором было столько разговоров, он с возмущением воскликнул: "Что нужно, чтобы съесть такую гадость?" И услышал в ответ: "Длительные физические нагрузки и настоящий голод". Однако эта "гадость" доставляла все необходимое организму воина и атлета.

Народные кухни всего мира предлагают блюда неприхотливые, в большом количестве включающие овощи и крупы, травы и коренья - все то, что произрастало в районе обитания людей. На Востоке говорят, что смешивать в кастрюле можно все, кроме луны и ее отражения. В области технологии приготовления из народного опыта также можно почерпнуть много полезного.

В средние века русские князья вели довольно замкнутую жизнь. Процветало натуральное хозяйство - питались тем, что давала земля, рыболовство, охота. Бортничество (пчеловодство) - исконно русский промысел. Крестьяне заготавливали дары леса: грибы, ягоды, мед, а также сеяли хлебные злаки. Разводили скот, в основном крупный. Большое место в питании принадлежало тогда овощам - капусте, репе, редьке, свекле, а также дикорастущим растениям: сурепице, крапиве, лебеде, хвойным иглам и коре деревьев.

Когда в 20-30-е годы XVII века на Россию обрушился страшный голод, одна помещица заставила своих крепостных крестьян собирать лебеду, крапиву, кору деревьев и добавлять их в хлеб, и это спасло их от гибели.

Эпоха Возрождения дала мощный толчок к расцвету кулинарного искусства. Еще бы не разгуляться поварам: они уже знали многие пряности, приправы, новые для Европы продукты (картофель, помидоры, маис-кукурузу), заморские фрукты, то есть все, что принесли великие географические открытия. Пышнее и богаче стали пиры и приемы, устраиваемые королями и знатью. Повара изощрялись в приготовлении замысловатых блюд, оставив далеко позади древних римлян. Тон задавал французский двор.

В русскую кухню в XVII-XVIII веках начинают проникать французские, немецкие, голландские кулинарные рецепты. Естественно, это затронуло лишь кухню господствующих классов. Особенно заметной грань между простой народной кузней и изысканной господской стала при Петре 1. Кулинарные книги той поры пестрят иностранными названиями. В богатые дома модно было приглашать зарубежных поваров, которым платили огромное жалование.

Развитие кулинарного искусства, особенно в городах, породило и специальную литературу. В ней можно найти самые невероятные рецепты и советы по приготовлению удивительных блюд. Но не менее удивительно и то, насколько авторы таких рецептов далеки от понимания жизни народных масс и насколько несообразны их советы для подавляющей массы населения страны.

Многие века повара занимались своим делом, не ведая ни о какой науке, и руководствовались прежде всего своим вкусом. Среди представителей привилегированных классов находились, однако, и такие, кто, пользуясь услугами кулинаров, понимали опасность подобного питания. Так, знаменитый венецианец, живший в XIV-XV веках, Людовико Корнаро уже к сорока годам был приговорен врачами к смерти. Вынужденный отказаться от излюбленных яств и напитков, он стал питаться скромно, перейдя на простую еду, прожил 99 лет и до конца дней оставался проповедником умеренного образа жизни. В назидание потомкам он писал: "Хотя все согласны, что неумеренность есть дитя обжорства, тем не менее, на нее смотрят как на доблесть и признак знатности". Он призывал умерять свои страсти, уметь владеть собой: "Страсти в большинстве случаев не имеют большой власти над телом, подчиненным двумя правилам: воздержанию и умеренности в питье и пище, и не могут причинить ему большого вреда".

В России в 1885 году Д.В. Каншин выпустил книгу "Энциклопедия питания", где обнаруживается уже научный подход к проблеме питания. Поучительна его жизнь. Будучи студентом Царскосельского лицея, он заболел подагрой от чрезмерного употребления мясной пищи (по его словам, в то время, то есть в 50-е годы XIX века, среди "блестящей молодежи", было модно съедать ежедневно около килограмма жареных ростбифов). Изучая литературу, посвященную профилактике и лечению таких заболеваний, он выяснил, что избавиться от подагры можно, если правильно организовать пищевой рацион. Д.Канщин, изучая кухню различных народов, посетил многие страны мира и пришел к выводу, что народное питание - подлинный эликсир здоровья. Многие его высказывания были весьма проницательны: "Для того, чтобы выписать лекарство, врачу дается диплом. Лекарство мы принимаем в микроскопических дозах. Почему же мы поклоняемся невежеству кухарки, которая ежедневно "прописывает" рецепты завтраков, обедов, то есть то же лекарство, но уже в количественном отношении в сотни раз больше, чем рекомендует врач? Неграмотная кухарка подчинила себе знаменитых ученых, т.к. она готовит им пищу не по науке, а по интуиции и вкусу".

Д. Каншин мечтал об Академии питания, где изучались бы проблемы питания на научном уровне. Сто лет назад от открыл в Петербурге и в Москве "нормальные" столовые, в которых нормы пищи, разработанные учеными, рассчитаны были на лиц с различными физическими нагрузками. Столовые получили положительную оценку специалистов. Увы, после смерти энтузиаста, создавшего их, они постепенно прекратили существование. Зато широкое распространение получили так называемые кухмистерские, где еду готовили, не вникая в то, что происходит с продуктами и не помышляя ни о каких принципах питания.

К сожалению, русская народная кухня до сих пор по-настоящему не отражена в кулинарных книгах, сведения о ней рассыпаны по многочисленным источникам...

До Октябрьской революции крестьянская кухня считалась настолько не престижной, что о ней вообще не упоминалось. Даже названия народных кушаний (тюря, затируха, похлебка) мы не найдем в кулинарных книгах. Крестьянская кухня отличалась простотой, натуральностью, то есть была здоровой по сравнению с господской.

Известная поговорка "щи да каша - пища наша" довольно часто отражала крестьянский быт. Сливочное масло широкие массы практически не знали. "Кашу маслом не испортишь", - это мечта о жирной каше. Крестьяне ели творог, кисломолочные продукты, молоко пили только снятое (после приготовления сметаны). Очень любили пироги с овощами, горохом, ягодами, грибами, рыбой. Причем пироги пекли на поду русской печи, где получались они не с грубой коркой, как в обычной духовке: тонкий слой нежной корочки в сочетании с сочной начинкой давал богатую вкусовую гамму.

Русская тюря. В другой кухне не найти такого блюда. Если французы готовят суп с сыром и вином, а итальянцы с пряностями, то русские берут квас, крошат в него ржаной хлеб, рубят луковицу да еще приправляют конопляным маслом - тюря готова. С современных позиций науки о питании можно с уверенностью сказать, что такое кушанье сбалансировано, не подвергнуто длительной тепловой обработке, а значит, является более здоровой пищей. Тюри готовили и со снятым молоком, а иногда и с водой. Они оказывались весьма кстати во время работы в поле, во время страды.

Знаменитые русские щи томили в печи, где они приобретали свойственный только им вкус и аромат, так называемый "щаной дух". Щи заправляли ржаной мукой, крупами, а в бедных семьях готовили "пустые щи", где "крупинка за крупинкой бегают с дубинкой". Каши готовили из проса, ячменя, овса (риса народ не знал и называл его "сарацинским пшеном"). Готовили кашу в чугунках или глиняных горшках. Ели ее с конопляным или маковым маслом. Подсолнечник появился на Руси значительно позднее.

Похлебка - исконно русская еда. Крестьяне готовили похлебку исключительно на овощных отварах, а не на бульонах. Причем в народной кухне не знали винегретов, салатов, а использовали какой-нибудь один вид овощей. Например, похлебка из репы, крапивы, бобовых. Заправляли ее сметаной, молоком или растительным маслом. Похлебка готовилась очень быстро. Особенно любимой в народе была похлебка с луком. Из овощей употреблялась капуста, репа, морковь, свекла, редька, а позднее - картофель. Причем овощи только варили или парили в русской печи ("проще пареной репы" - поговорка, характеризующая именно такой способ приготовления).

С ранней весны до глубокой осени народ использовал богатство леса: ягоды, грибы, крапиву, сныть, лебеду, борщевник и другие съедобные дикорастущие растения. Такая ценная растительная добавка к крестьянскому столу обогащала его биологически активными веществами. Многие овощи и травы употребляли в натуральном виде, а из редьки и зеленого лука готовили своего рода закуску, заправленную постным маслом.

Даже бедные крестьяне заготавливали впрок овощи, фрукты и дары леса. Делали самые разнообразные квасы (фруктовый, ржаной, овсяной и т.д.). Из ржаной муки или овса варили кисели. Они не были сладкими (ведь кисель - от слова "кислый"), а напоминали застывшее желе (не случайно в фольклоре фигурируют кисельные берега). Густые кисели получали за счет крахмалосодержащих веществ ржаной муки или овса.

Мясо было редким праздничным блюдом. Даже зажиточные крестьяне его ели не часто. К тому же, не надо забывать, что до революции в России официально почти 200 дней в году объявлялись постными, и их соблюдали довольно строго. Длительные посты, безусловно, вредили здоровью, но, вообще, в самой идее постных дней содержалось весомое рациональное зерно. Во-первых, пост начинался, когда забой скота был невыгоден. Да и вообще, как известно, забой скота для крестьянина - мера вынужденная.

Во-вторых, веками вырабатывались определенные привычки к сезонному питанию. Естественно, что в зимний период организм ослабевает, т.к. многие продукты, особенно растительные, теряют в процессе хранения свои природные достоинства (разрушаются витамины, пигменты, утрачиваются фитонцидные свойства растений).

Зимой больше приходится использовать заготовки впрок, то есть питаться продуктами, уступающими по своим биологическим качествам свежим. Недаром весной отмечена самая высокая смертность среди населения (особенно стариков, больных). Поэтому с ранней весны до осени крайне важно обогащать свой рацион растениями, особенно дикорастущими, т.к. только в диком виде они обладают максимальной силой по сравнению с культурными растениями.

В крестьянской семье мясо ели в основном в вареном виде со щами. Любимым лакомым блюдом крестьян была требуха (легкие, селезенка, кишки, хрящи). Из требухи готовили пироги, каши. Кишки набивали кашей и томили в печи. Во многих местах Москвы торговали горячей требухой, причем, чтобы сохранить в горячем виде это кушанье, чугунки укутывали одеялом. Особенно любили крестьяне холодец, который варили из хрящей и ножек. Холодец добавляли в квас, щи. Кур использовали в пищу редко, т.к. они были дорогими, а вот из яиц делали омлеты или добавляли их в фарш при приготовлении пирогов.

Традиционной крестьянской пищей были пироги - овощные или с кашами, пекли их из ржаной муки в русской печи, а начиняли репой, капустой, турнепсом, картофелем. Особенно славились пироги с рыбой. Речная рыба шла не только на пироги, но и на уху. Изредка рыбу запекали в соломе, что придавало ей отменный вкус и аромат, но никогда не жарили. Жиры в народной кухне практически не нагревали, что было оправданно с точки зрения рационального питания.

За сотни лет в крестьянском быту выработался определенный ритуал еды, ничего общего не имевший с господскими обычаями. Невозможно представить крестьянина, который вставал затемно и сразу же садился завтракать, а ему подавали бы закуску, второе, десерт, как было принято в богатых семьях. Крестьянин включался в работу сразу. В страдную пору он завтракал уже после того, как всходило солнце. Меню его составляло овощи, ржаной хлеб, квас, тюря, то есть еда была и сытной, и легкой, и не требовала длительного приготовления.

Обеденное время заставало крестьянина в поле, и обед тоже был легким - иначе не поработаешь. Основной трапезой становился ужин. После напряженного многочасового труда на воздухе вся семья собиралась за столом при свете плошки. Хозяин занимал место во главе стола, затем по старшинству рассаживались дети - субординация соблюдалась неукоснительно. Поговорка "Когда я ем, я глух и нем" отражает серьезное отношение народа к еде. Ели действительно молча, если ребенок начинал шалить, его тут же одергивали. Ели из одной миски ложками (ножей и вилок не знали). Куски ржаного хлеба служили салфетками, ими же вытирали ложки и миски. Пищевые отходы не выбрасывались, а шли на корм скоту. Крестьяне с детства привыкли бережно относиться к продуктам, экономно, рационально вести хозяйство.

На десерт подавали пареную репу, огурцы с медом или различные травяные настойки. Лишь после этого завязывался разговор, касавшийся работы, семейных, хозяйственных дел. Подобные беседы имели немалое воспитательное значение для детей и подростков, приучали их ценить труд, уважать стариков. Именно семья была для них первой нравственной школой.

Любили ли крестьяне поесть вкусно? Безусловно, но городские деликатесы были им неведомы. Не знали они ни сыра, ни заморских фруктов. Пища их была натуральной и готовилась быстро, без особых ухищрений. А это значит, что в продуктах сохранялось максимальное количество биологически активных веществ. Разумеется, крестьянин об этом и не подозревал. Но он твердо знал: питание должно быть простым и сытым, оно должно придавать силы, а не расслаблять, должно укреплять здоровье, а не губить.

Современная наука о питании, основываясь на последних открытиях в области гигиены питания, физиологии биохимии, доказала, что человеку необходим широкий ассортимент продуктов в натуральном виде или подвергнутых легкой тепловой обработке. И выяснилось, что именно простая, "грубая" народная пища, к которой подчас относились с высокомерием, во многом как раз соответствует научным принципам наиболее рационального, здорового питания.

ХХ столетие существенно изменило образ жизни современных людей. Появились болезни века: гиподинамия (малоподвижный образ жизни), ожирение, диабет, внутренняя и внешняя интоксикация организма, избыточный вес как следствие нерационального питания. Исследования последних лет подтверждают, что чрезмерное потребление углеводов, жиров (особенно животных), рафинированных продуктов, лишенных или обедненных в процессе обработке или хранения биологически активными веществами, вредно сказывается на организме и способствует многочисленным заболеваниям.

Установлено также, что при ожирении происходит усиленное окисление жиров с образованием соединений, обладающих существенным отравляющим действием. Очень чувствительными к кулинарной обработке пищевых продуктов являются и входящие в их состав витамины. Особенно легко разрушаются витамин С, содержащийся в наибольших количествах в овощах и фруктах. Сохранность витаминов групп В, присутствующих в муке, крупе находится в прямой зависимости от температуры нагревания пищевых продуктов и длительности их пребывания при высокой температуре. Но покажутся ли нам вкусными сырые или полусырые овощи и другие продукты? Хотя, по остроумному замечанию Джерома К. Джерома, вкус - ничто иное, как продукт воображения. Употребляют же многие продукты экзотические: лягушачьи бедрышки, ласточкины гнезда и т.п.

Одна из главных идей новой кухни заключается в том, чтобы исключить или ограничить процессы жарения и пассерования, а при варении резко сократить время тепловой обработки блюд. Как это сделать?

Предлагается чередовать нагревание и настаивание продукта при его приготовлении, используя так называемый метод "антракта". Применяя этот метод, удается сохранить практически все вкусовые и ароматические качества пищи, одновременно ослабив разрушающее действие высоких температур на витамины, микроэлементы и другие биологические активные вещества.

Для того, чтобы готовить по новой технологии было удобнее, рекомендуется несколько усовершенствовать свое "кухонное хозяйство". Во-первых, проверьте, плотно ли прилегают крышки к кастрюлям (неплохо обзавестись одной-двумя кастрюлями с толстыми стенками и дном). Во-вторых, сшейте специальную "грелку" наподобие той, которой вы укрываете заварочный чайник, только размером побольше, чтобы она свободно надевалась на кастрюлю. В-третьих, как следует наточите ножи: продукты, которые готовятся методом "антракта", как правило, мелко нарезаются. Удачными приобретениями будут также овощерезка и электромясорубка.

Итак, более подробно о том, как приготовить ужин. Допустим, мы выбираем кашу. Но учтите, "наша" каша - это не просто крупа, отваренная в воде до мягкости. Любое блюдо, а тем более кашу, необходимо обогащать овощами, фруктами, травами, кореньями, в том числе и дикорастущими. Кроме того, по вкусу нужно подобрать состав круп. Чаще всего симпатии отдаются двум-трем - рисовой, гречневой. А между тем и другие сорта обладают своими достоинствами. В пшене, например, больше, чем в гречке, содержится магния, каротина и витамин В1, а крахмала в нем меньше. А вот в перловой крупе, которая сейчас "не в моде", крахмала даже больше, чем в пшене и гречке, а магния, фосфора в два раза больше, чем в рисе. Вообще же универсальной крупы нет; чего не хватает в одной, то можно восполнить другой. Поэтому рекомендую делать крупяные смеси, переслаивая их овощами (тоже лучше разными), тогда биологическая ценность блюд возрастает, а его калорийность - снизится.

Приступим к приготовлению. Чтобы обеспечить фронт работ, хозяйка должна с утра замочить отобранные крупы. Теперь каждый добровольный помощник приступает к нарезанию тщательно промытых овощей - свеклы, моркови, кабачков. Принимаются все предложения, разнообразящие набор добавок: подойдут и капуста, и тыква, и перезрелые огурцы; любая зелень - петрушка, укроп, сельдерей, в том числе и дикорастущие - крапива, лебеда, подорожник... В общем, простор для творчества - необыкновенный!

На дно кастрюли уложили первый слой овощей (тех, что посочней) и покройте их тонким слоем крупы, которая дольше варится, например, перловой. Затем - следующий слой овощей и другая крупа. Наслаивайте продукты до тех пор, пока посуда не будет заполнена. Все это залейте кипящей подсоленной водой, целиком покрыв содержимое, доведите до кипения, поварите минут 5 (если овощи не ранние, то 8) и снимите с огня. Во время приготовления не перемешивайте. Варите только под закрытой крышкой! Оставленную кастрюлю накройте "грелкой" и настаивайте 20 минут. Масло, сметану, майонез и другие приправы добавляйте при подаче на стол. Пока каша настаивается, можно приготовить другое блюдо - на это уйдет совсем мало времени.

Установлено, что творог, приготовленный в виде сырников или запеканок, плохо усваивается организмом. Чтобы сохранить его пищевую ценность, рекомендую следующий рецепт. На дно кастрюли укладываются тонко нарезанные овощи, затем слой сухой манки (1-2 см), сверху выливается творог, разведенный молоком в пропорции 1:2. Масса доводится до кипения, после чего посуду сразу же снимают с огня и настаивают 5-10 минут. Овощи для такой каши лучше брать сладковатые (тыкву, морковь, кабачки, патиссоны, перезрелые огурцы), а на столе приправить ее маслом или сметаной.

Обратите внимание: как только продукты попадают в кастрюлю, крышка с нее уже не снимается, вплоть до подачи на стол. И вообще, у хорошей хозяйки на кухне не пахнет ничем. Ароматы, пробуждающие хороший аппетит, разливаются только над тарелками. Дело в том, что под крышкой кастрюли сохраняются не только тепло, нужное для приготовления, но и мельчайшие вещества, воздействующие на наше обоняние, в частности фитонциды.

Известно, что фитонциды, содержащиеся в луке, чесноке, редьке, хрене, горчице и других растениях, способны подавлять рост бактерий. На использовании такого их свойств основан рецепт так называемой "засолки". Ее можно приготовить из любых овощей, фруктов и трав, обеспечив семью на весь зимний период полезными и очень вкусными добавлением к обычным блюдам.

Все подобранные овощи и фрукты тщательно перемываются, очищаются щеткой, испорченные места вырезаются. В произвольных пропорциях можно взять свеклу, редис, морковь, огурцы, баклажаны, кабачки, капусту (нарезанную крупными кусочками), яблоки, груши, сливы; ботву свеклы, моркови, редиса и дикорастущие травы, например, мяту. Очень хороши в такой "засолке" сухофрукты - они разбухают и, пропитываясь соком, приобретают совершенно особый вкус.

В посуду для квашения подготовленные продукты укладываются следующим образом: слой овощей и фруктов толщиной 3-4 см и слой растения, богатого фитонцидами (мелко нарезать или натереть на терке и тонко насыпать на предыдущий слой). Можно переслаивать овощи по очереди хреном, чесноком, луком или редькой, а можно использовать одно какое-нибудь растение. После того, как посуда плотно заполнена, заливается рассол, целиком покрывающий продукты. Рассол делается из расчета: на 1 литр кипяченой воды - 1 ст. ложка соли и 1 ст. ложка горчицы (готовой). Через 4-5 дней, когда заканчивается процесс брожения, в посуду можно добавить еще несколько слоев овощей, фруктов и "фитонцидных" растений.

Сейчас многие увлекаются модными диетами, исключающими тот или иной продукт. Польза их для здорового человека сомнительна: рацион должен включать как можно более разнообразных продуктов. Много толков идет и о вегетарианстве - полном отказе от мяса. А как же кавказские долгожители, знающие толк в мясных блюдах и не лишающие себя удовольствия есть шашлык из баранины? Хочу напомнить: ни один из них не сядет за стол, если на нем не будет изрядного количества зелени, овощей, кореньев и мацони (кисломолочный продукт).

Ну а шашлык готовится не на сковородке, а на открытом огне, над жаром древесных углей. Еще в начале ХХ века И.И. Мечников говорил о том, что овощи, плоды, дикорастущие растения, кисломолочные продукты выводят из организма вредные элементы, подавляя гнилостную микрофлору кишечника.

Учиться управлять своими вкусами крайне необходимо. Еще более важно учить этому детей. Когда ребенок мал, когда он лишен выбора и возможности протестовать, он довольно быстро привыкает к тому, что ему навязывают.

В одном детском учреждении был проведен эксперимент. Группе детей в возрасте 3-5 лет дали шоколадных конфет столько, сколько они пожелают. И оказалось, что в соревновании с ними взрослым участвовать бесполезно. Ни один не смог бы просто так съесть за час килограмм конфет. Дети же сделали это с легкостью.

Говорят, что привычка рождается и умирает вместе с нами. Грустная мудрость... Не стоит ли хотя бы ради будущего наших детей всерьез задуматься над тем, что кажется таким простым: как хозяйничать на кухне?

Технология приготовления блюд методом "антракта" подразумевает малые затраты времени. Обед, завтрак, ужин можно приготовить за полчаса, особенно если сделаны некоторые предварительные заготовки. "Наш долг - есть для жизни, а не для удовольствия", - (если только мы хотим следовать прекрасному изречению Сократа), в то время, как большая часть людей жила для того, чтобы есть, - но есть для того, чтобы жить. Так почти две тысячи лет назад писал римский философ.

Татьяна ЗЕЛЕНИНА, г.Самара.

#журнал#подкова#кухня#рецепты

cnНА ГЛАВНУЮcnГАЗЕТА РАДУГАcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru