Единый экзамен - символ прогресса или "каинова печать"

Единый экзамен - символ прогресса или "каинова печать"Сегодня в России много говорят о реформе образования. Время, наверное, такое: наши дети сдают выпускные экзамены и кое-где, благодаря этим самым реформам, уже ощутили их плоды "на собственной шкуре". Я имею в виду проходящий в нескольких регионах России эксперимент под названием "Единый государственный экзамен".

Самара тоже попала в число этих немногих избранных регионов. Вот и хочется разобраться, что же такое единый госэкзамен - благо это или беда для самого обыкновенного школьника: не "семи пядей во лбу", но и не отмеченного печатью "абсолютной бездари"? А заодно и попытаться уловить, что такое теперешняя реформа вообще: насколько своевременно она затеяна, какими средствами, за счет чего проводится, что с ее помощью можно сегодня получить? И главное - каковы конечная глобальная цель такой реформы и возможности достичь этой самой цели?

Слов нет, времена меняются, изменяемся вместе с ними и мы; иным по сравнению с не столь уж отдаленным прошлым стал также наш подход к ожидаемому результату школьного обучения, к знаниям, которые в итоге получат наши дети, внуки и правнуки. Многих интересуют уже не только количественные параметры, заложенные в общеобразовательные программы, - сколько лет, с какой интенсивностью будут учиться школьники, какое количество предметов им предстоит освоить, сколько часов отводится каждой из дисциплин. Не всех удовлетворяют и запланированные школьными методиками качественные показатели, которых ребенок в конце обучения может достичь. Сегодня многие из нас гораздо увереннее, чем в доперестроечные времена, готовы говорить о психологических аспектах учебы детей в наших школах, вузах и даже дошкольных учреждениях.

Не секрет, что в прежние времена (а кое-где и поныне - уж такова исконная инертность нашей системы образования) дети в школах постоянно находились под прессом страха, боязни что-нибудь сделать "не так". Не так, как удобно нам, взрослым: родителям (опять двойка!), учителям (испортил показатели), завхозу (кто парту поцарапал?). Даже школьная уборщица частенько ворчала: "Ходят тут, полы топчут".

Сейчас кое-что, конечно, изменилось. Дети уже другие, с этим теперь приходится считаться не только учителям, но и родителям. Но вот изменились ли от этого сами учителя и родители - это большой вопрос. И главное - изменились ли законодатели: те, от кого зависит не только политическая и криминальная обстановка в нашей стране, но и в конечном итоге моральный климат грядущего поколения России и ее социальное благополучие.

А что же школьная реформа? И в частности, тот самый единый экзамен? Если верить тому, что произносят с высоких трибун ответственные чиновники от образования, то теперь у молодого человека, окончившего общеобразовательную школу, не будет проблем с продолжением своего образования - даже в столичном вузе. Все просто, и не надо никуда ехать. Достаточно отправить в приемную комиссию документ, подтверждающий сдачу единого государственного экзамена. Комиссия рассмотрит и зачислит.

Возможно, так оно и будет, если сегодняшний школьник сумеет в две экзаменационные оценки убедительно вложить сведения о своих способностях и потенциальных возможностях как будущего специалиста и как личности. Можно это сделать? Можно. Но для этого надо обладать достаточно большим и основательным багажом не только знаний, но и житейской мудрости. Школьнику предстоит только научиться всему этому. Пожалуй, для этого ему потребуется не только окончить университет, но и пройти достаточно серьезные жизненные испытания.

А пока что вполне может сложиться такая ситуация. Допустим, ребенок сдал этот выпускной школьный экзамен не очень удачно. Переволновался, приболел, никому не сказав об этом. Или в процессе обучения из-за некачественной подачи учебного материала какая-то часть его не усвоилась им, а на экзамене именно этот кусок и попался в билете. Причин может быть множество. Я не говорю уж о том, что иногда оценка знаний просто бывает не совсем объективной из чисто человеческих соображений экзаменатора. И вот теперь у него на руках "вечное" свидетельство его позора.

Раньше абитуриент имел возможность лично доказать, что он не таков, каким кажется при взгляде на его школьный аттестат. Мог со временем ликвидировать пробелы в своих знаниях, поступить в выбранный институт со второй, третьей попытки. В принципе каждый имел равные возможности выправить положение до поступления в вуз.

А что теперь? Хоть ты из кожи вылези, а другого документа, позволяющего получить нормальное высшее образование, предусмотренное Конституцией страны, уже не получишь. Так что, быть тебе вечным троечником и носить эту печать всю жизнь? Так что ли?

Конечно, можно и без вступительного экзамена в институт обойтись, и без предоставления подпорченного свидетельства о среднем образовании. Заплати денежки и учись в коммерческом вузе. Так это, когда денежек у тебя или твоих родителей - "куры не клюют". А если в семье каждая копейка на счету?

Какая уж тогда тут, простите, социальная справедливость и равные права?

Ладо МАЛАШВИЛИ.

#журнал#подкова#малашвили#экзамен

cnНА ГЛАВНУЮcnГАЗЕТА РАДУГАcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru