Ацтеки: сумеречный мир

Ацтеки: сумеречный мирЛюди привыкают жить при некой сложившейся в определенном обществе системе ценностей, при определенных традициях. Смена социальных формаций или религиозные реформы всегда вызывают болезненную реакцию. Что же говорить о встрече с другой цивилизацией? Так, когда испанские конкистадоры вошли в контакт с ацтеками, они, казалось, встретили странный антимир. Яркий, возможно, не лишенный своих достоинств, но столь похожий на преисподнюю наяву.

Мир страдания

Когда маленький ацтек приходил в этот мир, повитуха обращалась к нему с речью, где давала весьма мрачную характеристику этого мира, называя его миром страдания. Она говорила младенцу: "Вот ты и пришел в этот мир, в котором живут твои родители в тяжелых трудах и заботах, в котором в избытке и жара, и холод и ветер… мы не можем сказать, долго ли ты проживешь среди нас.. мы не знаем, какая у тебя будет судьба". И этот лейтмотив бесконечно повторялся в последующей церемонии.

Ацтеки очень любили своих детей, но воспитывали в строгости. Уже лет с пяти их приучали помогать родителям по хозяйству. Наказания на ленивого ребенка так и сыпались: ему наносили царапины колючками агавы или заставляли его дышать разъедающим дымом костра, в который был всыпан красный перец. Одним из наиболее распространенных литературных жанров, наряду с поэзией, были нравоучительные книги для юношества. Книги эти учили благопристойному поведению, уважению к старикам и почитанию многочисленных богов. В подростковом возрасте детей отдавали учиться в школу. Существовали две разновидности школ: одни - для сыновей знати и жречества, другие - для детей простолюдинов. При этом обучение в школах для богатых было более строгим и сложным.

Да и во взрослой жизни вельможи хоть и пользовались большим количеством привилегий, но и спросу было больше. В Мехико-Теночтитлане - столице ацтекской империи - народ почитал четыреста богов напитков и пьянства, но простолюдина за появление в общественном месте в пьяном виде могли обрить наголо и продать в рабство, то вельможе могли за ту же провинность и голову отрубить. Известен случай, когда ацтекский судья, разбиравший тяжбу между простолюдином и влиятельным сановником, предвзято поддерживал сторону сановника, за что и был предан смертной казни.

Когда пример подают боги

Ацтеки были прежде всего "народом солнца". Они верили в двух первых существ, от которых произошли все остальные, даже боги. Ими были Ометекутли и Омесиуатль, которые жили на вершине мира, на тринадцатом небе, "где воздух был холодным, тонким и покрытым льдом".

Благодаря их нескончаемой плодовитости появились все боги и родилось человечество. Порожденные ими боги, в свою очередь, были создателями Земли. Самым важным действом в процессе создания, несомненно, было рождение Солнца, которое родилось от крови жертвоприношения.

Считалось, что боги собрались в сумерках в Теотиуакане, и один из них, маленький, покрытый нарывами и струпьями, бросился в огромную жаровню и принес себя в жертву. Он поднялся с пылающих углей, преображенный в Солнце. Но это новое светило было неподвижным, необходима была кровь, чтобы оно смогло двигаться. И боги принесли себя в жертву, а Солнце, получившее жизнь в результате их смерти, начало свой путь по небосводу. Это стало началом грандиозной драмы, в которой человечество приняло на себя роль богов. Чтобы Солнце продолжало свой путь по небу, а тьма не поглотила мир навеки, необходимо было каждый день кормить его особой пищей - драгоценной водой чальчиуатль, - то есть человеческой кровью.

Жертвоприношение было священной обязанностью по отношению к Солнцу и необходимостью ради блага людей: без него остановилась бы сама жизнь во всем мире. Всякий раз, когда на вершине пирамиды жрец поднимал вверх кровоточащее человеческое сердце, а затем помещал его в жертвенную чашу, бедствие, постоянно грозившее обрушиться на мир, откладывалось в очередной раз. Человеческая жертва была алхимией, посредством которой жизнь производилась из смерти, и пример тому подали сами боги.

Ужасающие культы

Наиболее кровожадным был бог Солнца и войны Уицилопочтли. По словам хрониста, ацтекский правитель - тлатоани Ауицотль "ознаменовал освящение храма Уицилопочтли в Теночтитлане, выстроив четыре шеренги пленников перед командами жрецов, которые четыре дня трудились, отправляя их на тот свет".

В целом за одну церемонию было умерщвлено ни много, ни мало 80 000 человек. Обычно жертву во имя Уицилопочтли клали спиной на слегка выпуклый камень, и его руки и ноги держали четверо жрецов в черном, когда пятый, в красном одеянии, вспарывал ему грудь кремниевым ножом и вырывал его сердце.

Порой же жертвоприношение проходило в форме, которую испанские конкистадоры назвали "гладиаторио". В этом случае пленника привязывали к огромному каменному диску веревкой, которая оставляла ему некоторую свободу движения. Этому человеку давали деревянное оружие, которым он по очереди должен был сражаться с несколькими вооруженными воинами. Если ему благодаря замечательному стечению обстоятельств удавалось уцелеть, то его щадили. Но в подавляющем большинстве случаев "гладиатор" падал после серьезного ранения, и спустя пару мгновений его подхватывали длинноволосые, облаченные в черные одеяния жрецы и отправляли на жертвенный камень.

Но эти формы жертвоприношения не были единственными. Женщин приносили в жертву богиням земли, и, пока те танцевали, делая вид, что не знают о своей судьбе, им сносили голову. Детей топили, принося их в жертву богу дождя Тлалоку. Жертв бога огня, одурманенных гашишем, бросали в открытое пламя.

Их выбирали из числа военнопленных. Не дожидаясь, пока несчастные умрут, жрецы огромными крючьями вытаскивали их из пламени, клали себе на спину, и с этой чудовищной ношей выполняли ритуальный танец вокруг костра. Тех же, кто олицетворял собой бога Шипе Тотека, привязывали к раме и делали мишенью для стрел.

Падающие с несчастного капли крови символизировали собой живительный весенний дождь, и, по мысли ацтеков, должны были увеличить очередной урожай. С умершего сдирали кожу и в нее облачались жрецы. В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертвоприношений - божок Хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение двадцати дней.

Тела принесенного в жертву было принято употреблять в пищу. Его поедали родственники человека, который захватил несчастного в плен. Как считали ацтеки, поедая мясо убитого, участники ритуала осуществляли связь со сверхъестественными силами. При этом на собственных соплеменников из числа преступников или детей из семей бедноты, которых порой тоже приносили в жертву кровожадным богам, обычай ритуального каннибализма не распространялся. Вместе с тем, с миром богов можно было общаться и с помощью домашней молитвы или галлюциногенных средств. Видения вызывали, либо сжигая в костре особые травы, либо поедая галлюциногенные грибы или кактус пейотль.

Полет колибри

Когда ацтекский воин брал противника в плен, то говорил: "Вот мой любимый сын". А пленный говорил: "Вот мой почтенный отец". Воин, который взял человека в плен, а затем наблюдал за его смертью на алтаре, знал, что велик шанс, что рано или поздно он последует за ним в загробный мир таким же путем.

"Добро пожаловать: ты знаешь, каково счастье на войне - сегодня оно улыбается тебе, а завтра - мне", - сказал однажды ацтекский тлатоани захваченному в плен вождю.

Что же касается самого пленника, он прекрасно знал о своей судьбе и с детства готовился принять ее. Он не только стоически соглашался, но и отказался бы от помилования, которое перечеркивало его судьбу или божью волю, даже если бы оно было ему предложено. Ведь боги других мексиканских племен были не менее кровожадны, чем ацтекские, и все привыкли, что основным поставщиком жертв для них были войны.

В жертву богам также могли принести строптивых рабов-соплеменников и преступников, однако эта возможность предполагала соблюдение определенных условий, например, когда специальный суд признавал их неспособными к исправлению.

В редких случаях родители продавали собственных детей на цели ритуального жертвоприношения по причине религиозного рвения или обыденной нужды, но это происходило действительно редко, поскольку известно, что когда таких детей приносили в жертву, то их родители горько плакали.

Даже посмертное бытие во многом зависело от участия человека в бесконечных мексиканских войнах. Души погибших в бою воинов и умерших при родах женщин возносились в небеса, где сопровождали Солнце в его каждодневном шествии по небу. По прошествии четырех лет они перевоплощались в теле колибри и жили, словно в раю, среди солнечного света и тропических цветов.

Если человек утонул, погиб от молнии или же умер от подагры, проказы или водянки, то есть по воле бога дождя Тлалока, то его душа отправлялась в подобный же земной рай.

Для всех остальных было уготовано печальное потустороннее царство Миктлан - ацтекский Аид. Четыре года душа умершего уныло бродила среди продуваемых всеми ветрами гор, пока не умирала окончательно, попав в девятый круг Миктлана.

Виктор БУМАГИН

#подкова#журнал#ацтеки

cnНА ГЛАВНУЮ cnГАЗЕТА РАДУГАcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru