Радуга+Задайте свой вопрос

Радуга+клуб знакомств

Радуга+Написать письмо

Радуга+Подписка

В контактеВступайте в группу, оставляйте свои комментарии

Медведь излечивает лихорадку

Медведь излечивает лихорадкуБоль - это признак недуга, поразившего человеческое тело. Тот, кто хочет выздороветь, должен подумать не только о том, как устранить боль, но, прежде всего, о том, как справиться с болезнью. Если человек заболел гриппом, то избавлением от головной боли дело, все-таки, не ограничивается. Полностью выздороветь можно, лишь вылечив грипп. Это мнение медиков.

По народным представлениям, сама болезнь - признак порчи. В какой именно форме пришла болезнь, - не так уж существенно. Знахари называли "лихорадкой" самые различные, сопровождающиеся ознобом и жаром, болезни: от простуды до брюшного тифа. Для того, чтобы ее вылечить, необходимо избавиться от вызвавшей ее порчи. Лихорадку так же, как и холеру, оспу, чуму, в России представляли в образе женщины, чаще всего злой, худой, безобразной. Стоит такой взглянуть на человека - и тот заболевает.

Говорили также, что лихорадка (или те, кто ее насылает) имеют обыкновение стучать по ночам в окна домов: отзовешься на стук - и она к тебе и пристанет. Но порой лихорадкам приписывалась соблазнительная наружность.

Они чаруют людей и могут передать недуг через поцелуй. Обычно считалось, что сестер-лихорадок - 12. Называли их по-разному, но ругательные имена употребляли редко. Страх перед болезнью заставлял оказывать почтение ее носительницам. В заклинаниях, применяющихся в Забайкалье, лихорадок даже называли "родимыми".

Тот, кто хотел излечиться, не ограничивался одними любезными словами. Чтобы умилостивить лихорадку, больной в Нижнегородской губернии относил 12 пирожков на перекресток дорог, клал их на землю и призывал взять угощение, а его освободить от мучений. В других местах 12 пирожков с начинками запекали в один общий пирог, который перевязывали поясом больного или ниткой из его одежды и оставляли на перекрестке.

В Вологодской губернии в муку, из которой готовили пирожки для лихорадок, добавляли кору с 12 деревьев. Бросая пирожки на перекрестке, говорили: "Двенадцать сестер, берите все по пирожку и не ходите к больному".

В Орловской губернии больного купали в отваре липового цвета, а снятую с него рубаху он сам должен был ранним утром отнести к реке и бросить в воду. Домой больной возвращался молча, и не оглядываясь.

Впрочем, далеко не всегда средством исцеления служила любезность, не менее часто выздоровления добивались при помощи грубости, изгоняя лихорадку площадной бранью, криком, стуком, угрозами.

Больного старались напугать, пустив ему на спину во время сна живую лягушку. Поступали так потому, что испуг связывали прежде всего с порчей. Поэтому действовали по принципу: клин клином вышибают. Клали заболевшего на горячую печь, а затем внезапно обливали его водой.

В Вятской губернии для "перепуга" бросали на больного в начале приступа кошку. Нередко пытались отделаться от лихорадки, отравляя ее существование нестерпимо отвратительными запахами. Для этого окуривали больного, сжигая конское копыто, летучую мышь, сушеную жабу, чешую змеи и т.д.

В Винницком уезде больного окуривали мукой и махоркой. Угар при этом был такой сильный, что больного рвало.

В Харьковском уезде наиболее действенным способом борьбы с лихорадкой считалось окуривание тряпкой, на которой рожала кошка.

В Курской губернии окуривали больных рогом оленя, гнездом ремеза, подсушенными щучьими жабрами и мелкой рыбой.

В Смоленской губернии больного сажали в дым, когда топили первый раз в году овин. Его обмывали холодной водой и при этом приговаривали: "Как с гуся вода, так с тебя худоба, и хворь, и боль".

Для того, чтобы предотвратить лихорадочное заболевание или остановить его развитие, применяли разнообразные амулеты. Во многих местах крестьяне носили на шее шкурки ужей и других змей или ожерелье из змеиных головок. Распространены были обычаи носить живого паука в скорлупе грецкого ореха, летучих мышей.

Жители Приаргунского края в Забакалье вешали больному на шею засушенных головастиков, воск со свечой, шкурки белок и зайцев, головку или крылышко зимородка, земляных червей.

На Волге родственники занемогшего ночью со свечами отыскивали в бане лягушку, зашивали ее, живую, в холст и подвешивали на шею больному, не объясняя, что в мешочке.

В Павловском уезде Воронежской губернии от лихорадки крестьяне носили на шейном кресте засушенное свиное рыльце, лягушку, паука.

В Вятской губернии клали за пазуху больному сушеную, пойманную ночью рыбу.

Считалось, что рыба, стоящая по течению реки, "добрая", а стоящая против течения - "злая" и в ней живет дьявол. "Злая рыба" может вызвать болезнь. Значит, она может ее и вылечить. Ее давали больному для того, чтобы она отгоняла лихорадку.

Во многих местах засовывали за пазуху заболевшему змеиный выползень, летучую мышь, лягушку, птичье гнездо, сушеного таракана. Тайком клали под ноги топор, а под подушку нож, медвежий или лошадиный череп.

В Белоруссии рано утром до восхода солнца больной шел на перекресток дорог и оставлял там яйцо вместе со своей болезнью, а затем спешил домой и никогда не оглядывался, чтобы болезнь снова к нему не прицепилась.

Нередко больных лихорадкой поили дегтем с молоком, отваром полыни и вином с солью. На Украине давали пить вино и водку, смешанные с золой, которую брали из печи или из церковного кадила. В некоторых местах засовывали больному за пазуху вонючие и колючие травы, золу, уголь, четверговую соль. Больной ходил с ними несколько дней.

В средние века обычным явлением было использование в медицине раздавленных, выжатых или высушенных и растертых в порошок жаб, ящериц, змей, дождевых червей.

Большое значение при лечении лихорадки придавалось всевозможном магическим процедурам. Брали с божницы освященную вербу, делали на ней несколько надрезов, сколько было у больного приступов лихорадки, и бросали ее в натопленную печь. После того, как верба сгорала, а вместе с нею и порча, надо было взглянуть на оставшийся пепел и положить три земных поклона.

Если обычные приемы не давали результатов, в стене или дверях на уровне роста занемогшего просверливали отверстие, вкладывали в него клок волос и обрезки ногтей больного, заколачивали осиновым колышком, самого больного укладывали на осиновые чурбаны и хлестали осиновыми прутьями. Волосы и ногти должны быть особенно насыщены болезнью.

Осиновый колышек - что осиновый кол, которым расправлялись с колдунами. Иногда излечивали лихорадку измерениями. Это связано с тем, что сами измерения являются одним из наиболее распространенных способов передачи порчи, а значит, должны помогать и при ее устранении. Брали три свежих лыка разной величины и мерили больного. Сначала от левой пятки до темени. Затем мерили "в пояс" от сердца, пупка и живота". И наконец, мерилась голова. После этого лыко определенным образом складывалось и пряталось в потаенном месте. Ставили под куриный насест мялку для льна. До зари клали на нее больного, мяли ему спину и обливали водой.

Больных лихорадкой поили водой, в которой предварительно купали черную кошку. Хорошим средством от лихорадки считалась головная кость щуки, имеющая крестообразную форму. Ее растирали в порошок и выпивали со святой водой и четверговой солью.

При лечении всех видов порчи, при лихорадке часто прибегали к изменению облика больного. Обычно одевали его в чужую одежду.

С древних времен считалось, что прикосновение не только к живому медведю, но даже к кусочку его шкуры может спасти от сглаза. В России больного лихорадкой клали на землю и переводили через него медведя, следя за тем, что бы животное обязательно коснулось своей лапой его спины.

В Смоленской губернии больного заставляли бежать по улице с хомутом на шее, крича ему вслед: "Тпру, тпру, сдержу нет жеребцу!" Это тоже вид превращения человека, своеобразный карнавал.

Некоторые заболевшие пытались избавиться от лихорадки, выходя 12 раз подряд утренними зорями на луг и катаясь нагишом по росистой траве. От лихорадки пили воду, оставшуюся после омовения иконы усекновения головы Иоанна Предтечи.

В Вологодской губернии больного ставили под колокол во время звона, а затем поили его водой, которой омывали край колокола.

Весьма распространено было "обрызгивание лихорадки". Три вечера больной парился в бане, три дня говел, три дня ходил по улице с открытой головой и три дня посещал знахаря. Тот принимал его в избе, по углам которой лежали соль, уголь, зола. Пришедший все это лизал и прихлебывал воду из миски, а знахарь произносил про себя текст заговора: "Соль солена, зола горька, уголь черен. Нашепчите, наговорите мою воду в миске на отогнание лихорадки лихой. Ты, соль, усолоди. Ты, зола, огорчи. Ты, уголь, очерни! Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь черен. Кто выпьет мою воду, от того отпадут все недуги". Затем знахарь набирал в рот воду и опрыскивал больного.

Татьяна ЗЕЛЕНИНА, г. Самара.

#подкова#зеленина#медведь

cnНА ГЛАВНУЮ cnГАЗЕТА РАДУГАcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru