Человеческий эмбрион слышит

Человеческий эмбрион слышит

Уже давно доказано, что музыка влияет и на всхожесть семян, и на рост побегов, и на продуктивность стада, и на нашу нервную систему. Теперь достоверно установлено, что музыкальное окружение небезразлично и для еще не родившегося ребенка. И не только потому, что это меняет настроение женщины...

Послушайте-ка, будущие папаши! Всё то время, которое вы проводите возле своей жены, пока она пребывает "в интересном положении", не проходит незамеченным, а вашему ещё не родившемуся ребёнку это просто необходимо! Во-первых, развивающемуся младенцу нужна энергетика родного биополя - и маминого, и папиного. Во-вторых, и ребёнку, и будущей маме нужна атмосфера семейного единения и душевного комфорта, - ведь даже растение реагирует на гармоничное окружение! Плюс ко всему, новыми исследованиями канадских учёных теперь доказано, что на 30-й неделе беременности эмбрион начинает слышать!

Барбара Кисилевская и её коллеги в одном из медицинских училищ провинции Онтарио установили и впервые наглядно продемонстрировали, что к восьмому месяцу беременности человеческий плод может уже слышать те слова любви, которые вы, родители, говорите друг другу или ему, будущему ребёнку. Может быть, он пока ещё и не понимает слов, но чувствует интонацию, общий настрой. Открытия д-ра Кисилевской, опубликованные в журнале "Journal of Early Human Development", придают новый смысл и вес проявлениям нежности со стороны будущих родителей, - всё это способствует физиологическому развитию младенца и своевременному "включению" его "аудиосистемы". "Хотя теоретически мы и раньше знали, что на восьмом месяце беременности органы слуха у ребёнка уже сформированы, - говорит д-р Кисилевская, - до сих пор не было практических доказательств того, что плод и в самом деле может воспринимать конкретные звуковые характеристики".

Исследования проводились на 143 женщинах со сроком беременности от 23 до 34 недель. Ультразвуковое сканирование плода показало, что до 30 недель эмбрион не реагирует на повышение или понижение громкости воспроизводимого компьютером звука, а вот начиная с 30-й недели, будущий малыш откликается на все звуковые изменения в окружающей среде. При повышении громкости он начинает двигаться, меняются некоторые физиологические параметры. Но до 30-й недели - никакой реакции!

Конечно, пока не ясно, что именно и насколько чётко слышит малыш там, внутри, но совершенно очевидно, что ритмы его сердечка и двигательные рефлексы откликаются на звук и реагируют на характер этого звука. "Мы предполагаем, - говорят исследователи, - что младенец опознаёт голос матери и у него уже в этот период формируется реакция на восприятие родной речи".

С другой стороны, хотя в народе широко бытует убеждение, будто музыка особым образом влияет на способности будущего ребёнка, мы пока ещё не можем с достоверностью сказать, будет ли ребёнок более развитым и умным, если устраивать для него внутриутробное прослушивание музыки. Сегодня многие охотно рассуждают об "эмбриональных университетах", стали даже продаваться специальные устройства, которые будущая мать прикрепляет к своему животу, чтобы транслировать для малыша музыку и всяческую информацию. "Но мы не знаем, - говорит профессор Кисилевская, - следует ли женщине применять такие технические устройства".

Пока ещё нет точных научных данных в отношении того, что именно, как долго и как громко мы должны транслировать. А исследования на животных показали, что если во внутриутробном периоде развития (например, цыплят) применять аудио- или видео-стимулы, то после рождения возникает некоторая временная задержка в развитии нормального слуха. И хотя учёные склонны думать, что музыка вряд ли навредит будущему малышу, серьёзными научными исследованиями это не проверено. Где доказательства того, что это должен быть, скажем, именно Моцарт, а не какой-то другой композитор? Пока что всё это относится к области предположений. Конечно, будущие мамы могут не отказываться от проигрывания грампластинок, магнитофонных плёнок или компактных дисков с классической или иной музыкой, если она им нравится, причём в течение всей беременности. Слушайте на здоровье! Но, во-первых, имейте в виду, что ребёнок начнёт слышать лишь на 8-м месяце, а во-вторых, что лучше пока на всякий случай сохранять естественную дистанцию между звуковой аппаратурой и своим животиком. В этом случае ребёнку уж наверняка не будет причинён никакой вред, а у вас, может статься, это последняя возможность спокойно послушать концерт Баха, который вы обожаете, или рок-группу, по поводу которой вы "тащитесь". Ведь с появлением новорожденного вам, скорее всего, придётся какое-то время слушать только ту "музыку", единственным автором и исполнителем которой будет новый крохотный член семьи...

Ну, а у нас, в России? Делается ли что-нибудь в этом направлении? Оказывается, да. И наши учёные преуспели в этих исследованиях больше западных. Недавно в прессе ("КП" № 190, 2000) сообщалось, что, по мнению наших исследователей, музыкальные ритмы эмбрион начинает различать не с 30, а уже с 18 недель. Если у плода отмечено аритмичное сердцебиение, или у новорожденного - сбой в дыхательной функции, то очень помогает ритмичная, маршевая музыка. В научном центре здоровья детей при Российской академии медицинских наук музыкой лечат и новорожденных младенцев - недоношенных, получивших родовую травму или имеющих врождённую патологию.

Специальные мелодии для этих целей пишет композитор В. В. Кирюшин, используется также музыка Чайковского, Вивальди, Бородина, Бетховена. Как уверяют наши учёные, музыка позволяет одновременно воздействовать на несколько жизненно важных систем организма - центральную нервную систему, сердечно-сосудистую, пищеварительную. Музыкальный курс лечения новорожденных длится 7-10 дней. Вялым детям за 20-30 минут до кормления включают бодрящую музыку, возбудимым назначают успокаивающие колыбельные и т.д. Но каким же образом осуществляется выбор музыки для каждого конкретного младенца?

Изучив тысячи мелодий и потратив на это несколько десятилетий, композитор В. В. Кирюшин составил своеобразную таблицу, в которой систематизированы ритмы. Это дало возможность выяснить, что у "поп-сы" всего 10 музыкальных формул, а у классической музыки - более 120. Тогда-то Кирюшин и начал исследовать влияние музыки на эмбрионы. Вокруг него сложилась группа энтузиасток из числа будущих мамаш. Компьютер с монитором и ультразвуком одновременно анализировал воздействие той или иной мелодии и на беременную женщину, и на плод. И тут выявилось нечто интересное, даже неожиданное. Будущая мама может реагировать на классику далеко не лучшим образом, а вот эмбриону это нравится намного больше, нежели "попса". И наоборот. От "попсы" ребёнок начинает нервничать, проявляет тревожность. Зато ритмичная музыка по утрам нравится обоим.

Композитор Кирюшин убеждён, что музыка создаёт своеобразный мостик между двумя полушариями мозга, а главное - способствует выработке так называемых "гормонов счастья". В таких случаях и роды проходят легче: знакомая музыка как бы "выманивает" младенца наружу! Ребёнок является на свет именно под ту мелодию, которую больше всего полюбил ещё в утробе матери, и издаёт свой первый крик именно в той тональности, которая звучала в этот важный момент!

Светлана АНИНА, г. Волгоград.

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru