Мосты и опиум

Мосты и опиум

Первой религией единого Бога был иудаизм. От иудаизма сформировалось христианство и вера для арабов - мусульманство. Иудаизм возник на рубеже XVI - XV вв. до н.э. Число приверженцев иудаизма невелико, но влияние его идей на духовное развитие человечества огромно.

Основные священные тексты иудаистов, собранные в Библии, являются общими для иудеев и христиан. Ислам (мировая религия после христиан по числу приверженцев) воспринял не только идею монотеизма, но и впитал в себя многие религиозные догматы иудаизма и христианства.

Иудаизм возник как племенная религия древних евреев, живших в окружении других народов, исповедовавших, на взгляд евреев, различные виды языческих религий.

Идея о богоизбранности становится центральным положением иудаизма. Благодаря этому, малочисленный еврейский народ, который в течение тысячелетий подвергался непрерывным испытаниям войнами, пленом, рассеянием, уничтожением государства и людей, сохранился до настоящего времени.

Каббала (еще более древняя книга, нежели Библия) объясняет, что этот народ терпит такие испытания по причине субъективного эгоизма: беря Свет у Бога, евреи не распространяют его, а замыкаются в эгоизме. Иудаизм - религия национальная.

В современности следует различать три понятия: еврей, иудей, сионист. Еврей - признак этнический, иудей - религиозный, а сионист - политический.

Ислам - третья по времени возникновения и самая молодая религия монотеизма. По распространенности в настоящее время она вторая после христианства. Первоначально ислам возник как локальное религиозно-политическое течение в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. У иудеев пророком стал Моисей, у христиан - Иисус Христос, у мусульман - Мухаммед.

Все древние и современные религиозные учения не заменяли собой полностью светских норм. В исламе нет, как, например, в христианстве, идеи индивидуального развития личности. Личность полностью подчиняется Аллаху, не имея субъективного индивидуального поля деятельности. Всякие попытки противостоять судьбе являются сопротивлением воле Аллаха.

В мусульманстве есть понятие джихада (приложение усилий). Оно столь многопланово, что простым верующим трудно в нем разобраться. Это дает большое преимущество политикам использовать этот термин в своих целях. У террористов по отношению к России цель джихада одна - завоевать Кавказ, а вместе с ним и разложить Россию.

Иудаизм, христианство, ислам относятся к группе библейских религий. Есть и природные религии. Главная особенность таких религий заключается в том, что возрождение человеческой личности происходит за счет ее собственных усилий.

Последователи природных религий только своими силами добиваются той высшей степени нравственного совершенства, которое необходимо для слияния с Абсолютом.

В библейских религиях между Богом и человеком лежит непреодолимая пропасть, и ни в одной из этих религий не говорится, что человек может стать Богом по существу. В природных религиях человек и его душа - бесконечно малая песчинка Вселенной. С другой стороны, эта песчинка есть прообраз всей Вселенной, это макрокосм, заключенный в микрокосм.

Цель природных религий заключается в осознании человеком главного положения своего неразрывного единства со Вселенной, полной гармонии своего естества с Космосом и слияния с ним. Одной из таких религий, получивших мировое распространение, является буддизм - первая по времени возникновения мировая религия (VI-V вв. до н.э.). Основной идеей буддизма является идея нирваны как конечного пункта освобождения от материального бытия. Главным фактором освобождения считается познание.

Будда - это не имя основателя буддизма, а титул, означающий "просветленный». По этому учению, спасение человека заключается в познании им четырех благородных истин и в следовании по восьмеричному пути.

Благородные истины:

1) Существует страдание.

2) Существует причина страдания.

3) Возможно прекращение страдания.

4) Существует путь к прекращению страдания.

Чувственные наслаждения вызывают привязанность к жизни. Именно это является причиной постоянного возрождения человека в бытии, а с ним и новых страданий. Прекратить страдания можно одним путем - искоренением всех желаний (плохих и хороших).

Для этого существует путь, включающий в себя восемь основных положений и называемый благородным восьмеричным путем: 1) правильное понимание (воззрение); 2) правильное мышление (стремление); 3) правильная речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное намерение; 7) правильное усилие; 8) правильное сосредоточение. Восьмеричный путь еще называется срединным путем. Достичь его можно только неустанной работой над собой, своим сознанием.

Именно высший уровень сознания раскрывает человеку глаза, рождает познание истины, дает силы противодействовать среде и делать самостоятельный выбор. Развитие сознания дает личности новое высшее качество бытия. Поэтому срединный путь, путь развития сознания, есть путь религиозного спасения.

Николай ЧУРКИН, Свердловская обл.

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru