Радуга+Задайте свой вопрос

Радуга+клуб знакомств

Радуга+Написать письмо

Радуга+Подписка

В контактеВступайте в группу, оставляйте свои комментарии

Боги и люди Золотого века

Боги и люди Золотого векаБоги всегда участвуют в жизни своих народов. В самые темные времена, когда реальность обретает неясные очертания, и в самые светлые дни, когда сознание стремится вырваться из-под власти всепоглощающей рутины, они ведут свои народы по судьбоносному пути. Этот путь уходящих народов называется историей.

Традиция становится историей, когда перестает быть нормой жизни, мифы превращаются в вымысел, когда теряют связь с живой традицией.

Большинство дошедших до нас мифов представляются фантастическими повестями о деяниях богов и героев. Это указывает не столько на их примитивность, сколько на потерю значимости их для современной эпохи.

Мифологическая традиция и современное мышление расходятся в самом понимании исторического. Современное мышление видит историю человечества в рамках концепции прогрессирующего развития, тогда как, согласно версии древних, Золотой Век остался далеко позади.

В индоевропейской традиции идея Золотого Века была связана с легендами о северной прародине. Древние эллины, которые пренебрежительно относились к другим народам, не считали гиперборейцев варварами. Древнегреческие легенды повествуют о том, что гиперборейцы, счастливые подданные бога Аполлона, имели близкий к эллинскому язык, не занимались производящим хозяйством, жили в лесах и рощах, совершали обряды под открытым небом, проводили время в танцах и пении.

Тот факт, что пренебрежение эллинов на гиперборейцев не распространялось, а родство подчеркивалось, говорит в пользу обожествления древними греками своего прежнего опыта. Когда эллины покинули северную прародину и переселились на Балканы, они оставили какую-то часть народов на прежнем месте жительства и отождествили оставшихся с гиперборейцами.

Древние иранцы также верили в то, что где-то на севере находится священная земля, созданная Ахура-Маздой, Айриана-Ваэджо, их древняя прародина.

Легенда о далеком северном острове Туле повествует о занятиях счастливых островитян. Жители Туле, мужчины и женщины, занимаются охотой. Они не сеют, не пасут скот, не производят ремесленные товары. Здесь следует упомянуть об особенностях первобытной охоты. Во-первых, не высокий уровень технологий ставил человека и зверя в равное положение. Поэтому древняя охота - это равная борьба. Этот мотив борьбы со зверем находит отражение в индоевропейской мифологии, в частности, в теме о Змееборце. Во-вторых, охота сопровождалась обрядами воскрешения умершего зверя.

Древние народы не признавали убийство даже в качестве наказания, предпочитая ему изгнание. В-третьих, охота сопровождалась многочисленными обрядами очищения. Этот мотив имеет место в мифе о борьбе Аполлона и Пифона. Аполлон, победив Пифона, ищет очищение. Существует несколько близких версий о том, как он это очищение находит. Согласно первой версии, он отправляется в Гиперборею, северное положение которой делает ее страной мертвых или страной предков.

В результате накладываются друг на друга два мифологических сюжета: очищение охотника Аполлона и исчезновение солнечного света во время долгой полярной зимы. День и лето в Гиперборее длятся полгода, Аполлон также гостит у гиперборейцев полгода, а остальное время пребывает в Дельфах. Вторая версия связана со службой Аполлона у Адмета. Адмет, Непреодолимый, является эпитетом Аида.

Третья версия повествует о поражении Аполлона в битве с Пифоном: бог гибнет, а в Дельфах находится его могила. Во всех трех версиях Аполлон оказывается в нижнем мире и находит там очищение. Впоследствии сам Аполлон становится богом очищения, и уже древние эллины ищут у него прощения и искупления.

Архаичная культура, довольно жестко очерченная системой запретов, табу, постоянно противопоставляет себя дикому состоянию. Это противопоставление человеческого и животного, а не дуализм добра и зла является основным мотивом древней традиции. Архаичный мир еще живет в едином ритме с космосом, для него добро является не особой субстанцией, а всеохватывающим мировым принципом.

Зло не самодостаточно даже в христианстве, сделавшем акцент на противопоставлении добра и зла: зло является производным, результатом непризнания божественного. В зороастризме, где дуализм блага и зла ясно просматривается, зло является результатом деятельности Ангра-Майнью. Он рождается из сомнения бога времени Зервана.

Но само сомнение ничего не утверждает, ничего нового не привносит, оно влечет за собой забвенье истины. Ахура-Мазда, Господь Мудрости, выступает как бог, которому известна истинная природа вещей, а Ангра-Майнью является братом-близнецом, тенью Ахура-Мазды.

У богов существует собственная биография, но она тесно связана с жизнью народов. Согласно Гесиоду, в Золотой Век боги сами учились у людей. Обмен между богами и народами происходил всегда, и в результате такого взаимодействия возникали мифы. В мифах нет ничего вымышленного, если, конечно, исходить из древнего понимания мифов. Науки отвечают на вопрос, каким образом возможно то или иное явление, но они не отвечают на вопрос, почему так происходит.

На этот вопрос отвечают мифы. Человеческая жизнь, сотканная из случайностей, заставляет людей задаваться вопросами: почему происходит именно это событие, именно так и именно в этот момент? Эту детерминистическую цепь событий древние называли судьбой, а мировая судьба конкретизировалась в событиях мифа.

Человеческое сознание, оперируя понятиями с их четким разграничением явлений, оказывается не в состоянии схватить ускользающую сложность бытия. Мифологическое сознание еще не имеет жестких, "ороговевших" структур интеллекта, с помощью которых современное сознание приспособилось к материальной действительности и попало в зависимость от нее. Это заставляло древних быть ориентированными на интуитивное видение действительности и идти на постоянный ментальный контакт с божественными проявлениями природы.

Деяния богов не связаны с представлениями о чудесах, сами они чудес не творят по той причине, что их действия естественным образом связаны с происходящими событиями и свершаются в другом, более глубинном плане бытия.

Лучше всего этот способ существования божественного демонстрирует образ индийского бога Шивы. Супругой Шивы и его божественной силой (шакти) является богиня Кали (Ума), ее аспектом и принципом божественного вообще называется майя. Майя - это иллюзия, а божественность проявляется как иллюзорность. Она ничего не добавляет к миру, наоборот, она делает этот мир реальным.

Архаичные мифы реалистичны, они стремятся схватить ускользающее от мысли бытие. Оно отпечатывается как факт (впечатление) в человеческой памяти, но остается еще нечто, что делало бытие бытием, создавая ощущение недосказанности, иллюзорности. В сознании человека опечатывается образ происходящего, но исчезает динамичность реальности. Божественное демонстрирует человеку, что его сознание - это открытая дверь, оно улавливает только часть бытия, остальное уносится в бесконечность, увлекая за собой и мысль.

Современный человек, заглядывающий в архаичные эпохи, - случайный свидетель действий, о которых он не имеет представления. Культура людей Золотого Века является эзотерической по своей сути, закрытой не только для чужих, но и для непосвященных членов рода. Она остается закрытой и неинтересной для современного человека, покуда он отождествляет зарю человеческой истории с состоянием дикости и отказывается от поиска потерянных истин.

Было время, когда жизнь народов и их божественных героев протекала в нерасторжимом единстве, но утрата этого единства оказалась результатом разрушения прежнего эколого-культурного комплекса (Айриана Ваэджо, Гипербореи), повлекшего гибель древних традиций. Это разрушение приходится на эпоху мирового потепления и потопа.

Причина потопа объясняется мифами по-разному. В одних мифах потоп устраивают боги, чтобы наказать людей. Зевс наказывает людей Бронзового века за непочтение к богам. В других версиях потоп возникает в результате внутреннего развития мира, борьбы богов, природных сил между собой. В скандинавской мифологии потоп является следствием победы бога Одина и его братьев над великаном Имиром, кровь мертвого великана заливает землю. Индийский миф повествует о спасении предка людей Ману рыбой, аватаром Вишну. Но боги не сообщают людям о причине потопа.

Несмотря на близкий контакт между богами и их народами, существовала недоговоренность, неясность в отношениях даже с посвященными. Миры богов и людей пересекались, но не совпадали. Эллины полагали, что у богов есть свой язык и свои имена. Отсюда возникла система табуированных имен. Древние имена и связанные с ними легенды забывались, поскольку на их произношение накладывался запрет. Произнести имя божества означало призвать его к себе. Постоянно и произвольно призывать к себе богов человек не мог, поэтому возникал устойчивый страх, который переносился на личность бога.

Первоначально имена богов сохранялись в рамках закрытых религиозных обрядов, но даже те архаичные имена, которые дошли до нас, скорее являются эпитетами, чем настоящими именами, например, Велес (слав.), Вельняс (лит.) - Владыка, Повелитель; Дьяус (инд.), Деус (лат), Тивас (нем.), Диевас (лит.), Див (слав.) - Сверкающий. Похоже, что боги держали свои настоящие имена в тайне, если только эти имена вообще были произносимыми на языке людей. Возникает множество альтернативных имен богов, но и на них распространяется запрет. Спустя какое-то время они уже представлялись людям как имена самостоятельных божеств. Древние легенды, связанные с древними богами, забывались. Но так стало происходить только после ослабления связи с первоначальными традициями, после разрушения древней прародины.

Культуры Золотого Века существовали тогда, когда была еще жива традиция, но традиция разрушилась, а потоп увлек и часть человеческой памяти. Смена образа жизни исказила прежние обычаи, древние боги оказались устранены от власти или даже изгнаны. Одичавшие в мире дикой природы, они превратились в демонов, а их место заняли новые божества. Миф и жизнь оказались разорваны, фантазия создавала множество сюжетов, которые только на первом этапе пытались сравниться с древними. С утратой этой связи, забвением языков символов миф превращается в синоним вымысла. Все это должно было отдалить народы от их богов. Боги оказались потусторонними наблюдателями человеческой истории.

Утрата Золотого Века была связана со сменой типов людей, постепенным вырождением человечества. Сомнение и забвенье начального состояния, разрыв связи людей с богами явились причиной бедственного состояния человечества. Древняя эзотерическая культура, тесно связанная с природой, с божественным, сама обрела принцип иллюзорности и ускользнула куда-то в божественный космос вместе с ушедшими предками, оставив нечеткий материальный след, который мы зовем историей.

Ирина МОСКАЛЕНКО, г.Самара.

#радуга,#москаленко,#боги,#золотой

cnНА ГЛАВНУЮcnНЕБЕСНАЯ ПОДКОВАcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru