Похоронные традиции разных стран

Похоронные традиции разных странНовогодние традиции Мадагаскара

Только что мы встретили Новый год. Надо сказать, отмечается он везде по-разному: где-то вполне обыденно, где-то не совсем необычно. Но жители острова Мадагаскар переплюнули, пожалуй, всех. Дело в том, что они (впрочем, как и некоторые другие народы) искренно верят, что после обычной земной жизни их ожидает ещё одна - вечная и прекрасная. Наверное, именно поэтому они не цепляются за жизнь, как утопающий за соломинку. В то же время постоянно заботятся о своих почивших предках и изо всех сил стараются, чтобы те ни в чём не нуждались. При этом полагают, что и те, в свою очередь, не оставят их в беде и позаботятся об их благополучии и здоровье. Удивительно, причём в высшей степени, совсем другое. Накануне Нового года буквально все мадагаскарцы в массовом порядке идут на кладбища и ... выкапывают тела своих родных и близких. Присутствие посторонних не возбраняется, и даже является хорошим знаком, поэтому на этих зловещих предновогодних празднествах всегда много туристов.

Как всё это происходит? Предновогодний ритуал начинается за два дня до Нового года, когда все родственники умерших приходят на кладбище и поздравляют их с Новым годом. Затем докладывают о том, как прожили этот год, какие у них радости и проблемы, кто женился или вышел замуж. После этого торжественно объявляют умершим, что завтра их духи будут выпущены на волю, и те должны быть к этому готовы.

На следующий день, рано утром, держа в руках белые покрывала и плетёные коврики, они вновь направляются к могиле. Старший из них держит в руке национальный флаг. В этот день чувствуется самый настоящий праздник - празднично одетые и весёлые люди идут в сторону кладбища, пританцовывая или даже танцуя. После того, как эта весёлая процессия оказывается на кладбище, все подходят к могилке последнего умершего и приступают к его выкапыванию. Извлечённый труп аккуратно кладут на один из принесённых ковриков и начинают его переодевать в чистые одежды. Так, переходя от могилы к могиле, они извлекают и других покойников, последние из которых были похоронены ещё столетия назад. Правда, они уже в виде костей и праха, но это ни сколько не смущает их родственников, занятых столь важным трудом. Раскопав такую могилу, они вытаскивают из земли одну за другой все его косточки. Хорошо протерев, их складывают на чистое белое покрывало, затем сортируют и, придав вид скелета, пеленают словно мумию. После этого заворачивают в разноцветные покрывала и одежды, после чего надевают соломенную шляпу. Это уже относится ко всем покойникам, а не только к телам, превратившимся в прах.

Когда и живые, и мёртвые "готовы" к праздничному шествию, их родственники делятся на небольшие группы, состоящие из нескольких человек - по количеству их умерших родственников. Каждой из них "придаётся" тело или его прах, завёрнутые в покрывало и со шляпой "на голове". По команде старшего, каждая группа поднимает на вытянутых руках свой ужасный свёрток, и ... каждый по очереди начинает с ним танцевать. Эти зловещие танцы длятся порой довольно долго. Но вот танцы и веселье кончаются. Дальнейшее происходит в обратном порядке - переодетых и замотанных покойников разматывают и вновь укладывают, каждого на своё прежнее место. Туда же к ним складывают то, что они когда-то любили. Это недорогие бусы, монеты, трубки для курящих, а тем, кто когда-то любил выпить - бутылка водки или вина. После этого покойников, теперь уже таких же довольных и радостных, как и их живые родственники, закапывают, прощаются с ними и покидают кладбища.

Кельты

Впервые кельты дали о себе знать в 550 году до н.э., когда только ещё обосновывался Рим. Вскоре они расселились почти по всей Европе. Надо отдать им должное - кельты первыми заложили соляные копии; научились изготавливать металлическое оружие; освоили добычу золота. Благодаря этому у них была передовая, хорошо вооружённая армия, влияющая на политику в античном мире. Именно этот народ для упокоения своих князей начал сооружать могильные холмы, достигавшие 60 метров.

В отличие от мадагаскарцев, у древних кельтов был просто панический, дикий ужас перед ожившими мертвецами, будь то умершие родственники, будь то мёртвые враги. Точно также кельты боялись от них и проклятия. Чтобы ни те, ни другие не восстали и не смогли наложить проклятие, кельты просто обезглавливали их тела или разрубали их на части. Так, в Арденнах были обнаружены могилы с десятками тел, у которых отсутствовали черепа. А в Дюрренберге найдены захоронения, где трупы были полностью расчленены. Раскопки в Англии позволили определить, что умершие лежали в грунте, насыщенном водой, и потому разложились не полностью. Щеки мужчин были гладко выбриты, ногти женщин ухожены, а зубы и тех, и других в идеальном состоянии. Было установлено, что каждый покойник, чтобы он не ожил, сначала получил удар топором по черепу, затем на него накидывали петлю и, наконец, ему перерезали горло.

Впрочем, кельтам было свойственно и многое другое. Например, их излюбленным пиршеством считалось выпить вина из кубка, изготовленного из черепа врага. Череп в руках кельта - это не только символ победы над врагом, но и средство защиты отвоздействия потусторонних сил. Считалось, что мистическая сила, заключенная вголове противника, после его гибели служит уже тому, кто победил его. Поэтому кельтские воины шли вбой, прикрепив эти головы накопья иупряжь лошадей.

Другие народы

В горах Центрального Вьетнама обитает довольно редкая народность под названием заряи. Численность её составляет не более двухсот тысяч человек. Жилище каждой заряинской семьи представляет собой что-то вроде большого родового поместья, где проживает от двадцати и чуть ли не до ста человек. Командует всеми старшая по возрасту женщина. И каждый из заряев полагает, что, коли они живут такой большой дружной семьёй на этом свете, то и на том свете ничего не должно меняться. Поэтому каждая новая семья начинает свою жизнь с выдалбливания из ствола огромного дерева нечто, похожего на огромный и вместительный гроб-коммуналку". Его, как правило, закапывают, оставляя только верхнюю часть этого сооружения. В него и помещают поочерёдно умерших членов семьи, спуская вниз как по желобу. Ну, а у кого такой своеобразный склеп уже имеется, то о нём заботятся и продолжают использовать по назначению. В такой братской могиле находят свой последний приют порой до тридцати и более членов той или иной семьи. Местные власти вот уже многие годы пытаются бороться с этим обычаем, но на то он и обычай, чтобы соблюдать его, несмотря на всякие запреты.

А вот в горах одного тибетского плоскогорья к аналогичным традициям относятся с полным пониманием, хоть увиденное может вызвать самый настоящий шок. Представьте себе, как тибетский монах бережно кладёт на землю обнажённое тело умершей женщины, затем достаёт острый, как лезвие бритвы нож. После этого, шепча то ли молитвы, то ли какие-то заклинания, начинает резать тело женщины на куски, по ходу дела освобождая их от костей. Свой зловещий ритуал он заканчивает тем, что берёт кувалду и размельчает все эти косточки и кусочки. Теперь "творчество" монаха - ни что иное, как пища для грифов, которые уже начинают слетаться на специфический запах. Уже через несколько минут от покойницы не останется даже ни единого кусочка. Через руки монахов, выполняющих подобные "погребения", в неделю обычно проходит от десяти до пятнадцати умерших. За каждого из них они получают по пять долларов.

Некоторые народы Океании кремируют тела своих близких, а пепел собирают в особую урну. Чем же знаменита эта особая урна? Дело в том, что в определённый момент урну начинают использовать в качестве эдакого походного термоса, а именно - начинается торжественное поедание находящегося в ней пепла, т.е. праха.

Владимир Лотохин

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru