Радуга+Задайте свой вопрос

Радуга+клуб знакомств

Радуга+Написать письмо

Радуга+Подписка

В контактеВступайте в группу, оставляйте свои комментарии

Чудский ящер: кто он?

Чудский ящер: кто он?Мир полон самых диковинных и загадочных существ. Живущих поныне или вымерших совсем недавно. И вовсе не обязательно подобные существа должны жить где-нибудь за морями и океанами, в Африке или Латинской Америке. Они могут быть и нашими земляками. Чудской ящер - один из таковых.

"Прежний" народ

В Приуралье, по большей части на берегах Камы и её притоков, люди издавна находили отлитые из бронзы диковинные бляшки с хорошо различимыми фигурками людей с лосиными и птичьими головами, птиц с человеческими ликами на груди, какими-то диковинными животными. Авторами этих поделок были древнейшие литейщики легендарного племени чудь, населявшего в стародавние времена север европейской части России.

О племени этом известно немного, всё больше из преданий, бытующих среди северян, в частности среди народности коми. В этих легендах чудь предстаёт как "прежний", "древний", "иной" народ. Не желая покориться пришельцам, чудь якобы уходила в землю, закапывая себя в ямах и землянках. Да и были то они небольшого росточка, больше походя на сказочных лесных гномов, всего боялись и прятались от людей в маленьких домиках. Но постепенно сквозь пелену легенд и преданий перед людьми науки и просто любопытствующими предстал образ другой, реальной чуди - племени искусных ремесленников и земледельцев. Чудины в совершенстве владели кузнечным и литейным ремеслом, умели обрабатывать дерево и металл, строили деревянные дома и мощные военные укрепления.

В двадцатых годах прошлого века писатель Богаевский свидетельствовал о многочисленности находок чудских вещей: "Всех, кому приходилось проезжать по Чердынскому и Соликамскому уездам, прямо поражают рассказы крестьян о многочисленных находках этих памятников и лёгкость приобретения их. Например, 1915 году в селе Верх-Боровском Чердынского уезда крестьяне предлагали нам массу чудских находок по цене 5 руб. за ковш". И если серебряные находки земледельцы использовали в качестве даров, денег или попросту отправляли в переплавку, то бронзовые бляшки не пользовались в народе подобным спросом и в большом количестве попадали в руки учёных, коллекционеров и просто любителей старины.

Владыка нижнего мира

Часто встречающиеся чудские ажурные бляхи по своему смысловому содержанию соответствовали религиозным представлениям финно-угорских народов, к числу которых относится и чудь. Мир в их представлении делился как бы на три яруса: верхний - небесный, средний - земной и нижний - подводный или подземный. Каждому из них соответствовали определённые существа. Верхнему - птицы, небесные лосихи и некоторые другие млекопитающие, нижнему - рыбы, змеи и ящеры, порой двуглавые. Между этими двумя мирами - человек, чей образ обычно находится в центре этих бляшек. По мнению части представителей исторической науки - это шаман, путешествующий между верхним и нижним мирами. Но не менее интересен и образ ящера.

Интересную характеристику этому ящеру в своё время давал географ и антрополог Дмитрий Анучин: "...среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлинённой головой, вооружённой рогом и напоминающей отчасти крокодилью и носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом. Зверь этот... изображался в виде отдельных фигурок или в подножии антропоморфных и звероподобных фигур "образков", как бы заменяя собою землю; по-видимому, он и представлялся живущим на земле..." Именно на упомянутых здесь отдельных "образках", которые могли быть родовыми тотемами, ящер был выписан гораздо более детально, нежели на сложных религиозных композициях.

Ещё один исследователь, а именно натуралист и лесовод Фёдор Теплоухов описывал сие диковинное существо следующим образом: "Животное это представляет собой нечто среднее между зверем и рыбой, в общем же напоминает собою отчасти большую ящерицу или крокодила. Тело этого чудовища, как и форма его головы, делает его похожим на рыбу, но глаза и ноздри похожи скорее на звериные. Кроме того, нижняя челюсть длиннее верхней и ей придана форма загнутого вверх рога. Другой такой рог помещён на затылке. Ноги короткие, в виде человеческих рук, а хвост подобен рыбьему, поставлен вертикально".

Реликтовый трицератопс?

Откуда же возник этот странный образ? Массивное приземистое тело на коротких лапах, хвост, роговидный нарост на морде, чешуйчатые наросты... Всё это - признаки пресмыкающихся. Ящер явно не был придуман. В этом не было необходимости, как не нужно было придумывать другие религиозные образы: лосей, медведей, птиц. Это были реальные представители фауны, окружавшей людей той отдалённой эпохи. Так кто же послужил прототипом этого образа с чудских изделий?

По данному поводу делалось немало предположений. Порой речь даже заходила о реликтовых динозаврах. Наибольшего своего расцвета "ужасные ящеры" достигли в "геологическое средневековье" - в мезозое, когда моря, суша и воздух буквально кишели всевозможными "заврами". Хищные и растительноядные, они поражали своим разнообразием. Растительноядные динозавры в отличие от своих хищных собратьев во многом развивались по пути усиления биологической обороноспособности. Природа одаривала их то толстенными панцирями, то многочисленными шипами, то рогами: тремя или даже пятью. Можно здесь вспомнить трицератопса или стиракозавра. Может быть, тоже "вооружённый" рогами чудской ящер и есть доживший до недавнего времени трицератопс? Вот только климат на севере России для рептилий холодноват. Чудскому ящеру в таком случае повезло куда меньше, чем хорошо известному в наше время мокеле-мбебе из Африки.

Рыба или "коркодил"?

Но на звание "владыки подводно-подземного мира" вполне могли бы претендовать и поныне живущие существа, такие как анаконда, крокодил или большая рыба. Право, не будем заглядывать в море-океан, но и некоторые речные рыбы, особенно в старину, отличались весьма впечатляющими размерами. Вот, что, к примеру, писал в 1895 году выдающийся натуралист Альфред Брем: "важнее всех до сих пор названных осетровых белуга, великан всего семейства и рода; эта рыба достигает 8 м, а по словам Линдемана, даже 15 м длины и от 1000 до 1600 кг веса... Область распространения ограничивается Чёрным и Каспийским морями, откуда она проникает в различные их притоки". О белугах чудовищных размеров писал и Леонид Сабанеев: в 60, 70 и 80 пудов весом. А в прежние времена, по его данным, встречались белуги даже в 100, 120 и 250 пудов весом. То есть в последнем случае речь идёт о настоящем монстре весом в четыре тонны. Столь чудовищные рыбы вполне могли претендовать на одно из самых почётных мест в фольклоре и мифологии.

Весьма внушительными размерами обладают сомы. Даже в наше техногенное время деградации всего живого рыбаки порой выуживают сомов весом свыше 100 килограмм, а во времена Брема и Сабанеева в Уфимской губернии ходила легенда о соме, утащившем под воду переплывавшего реку медведя. Но и щуки в прежние времена достигали порой очень внушительных размеров. Ещё раз процитируем Сабанеева: "В Западной Европе гигантские щуки встречались и в XIX столетии, а в прошлом и в средние века они были даже не редки... Самая крупная щука из когда-либо пойманных - это историческая щука императора Фридриха II, пущенная им, как значилось на кольце, в 1230 году в одно озеро близ Хейльбронна и вытащенная неводом в 1497 году, т. е. через 267 лет. От старости рыба совершенно побелела. Величина её была 19 футов, т. е. с лишком 8 аршин, а весила она 8 пуд. 30 фунтов. Портрет этой щуки сохраняется до сих пор в замке Лаутерн, а скелет и кольцо в Мангейме". Именно у подобных щук-переростков часто отмечалось выпячивание нижней челюсти и наличие роговидных наростов на голове.

Есть и ещё один, более чем экзотический, претендент считаться чудским ящером. Ещё к VII - VIII векам относятся первые упоминания о "коркодилах", живущих на берегах Волхова, Ильменя и Ладоги. Земли эти до славян занимали опять же финно-угорские племена. И распространены эти "коркодилы" могли быть и далее на восток, вплоть до Приуралья. Побывавший на Руси в 1526 году австрийский посол Сигизмунд Герберштейн писал: "Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с чёрным телом. С каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище". А Псковская летопись под 1582 годом и вовсе уж повествует о воистину ужасных событиях, разыгравшихся близ Новгорода: "В лето 7090 изыдоша коркодилы лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поедоша. И ужасашася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша". Право, при столь богатом выборе читатель сам может выбрать: кто из заявленных кандидатов более всего достоин чести быть чудским ящером.

Виктор БУМАГИН, г Санкт-Петербург

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru