Пётр Вальдо и его последователи

Пётр Вальдо и его последователиДо тридцати пяти лет вся жизнь Петра или, как было бы называть правильнее, Пьера Вальдо была посвящена единственной цели - постоянному приумножению богатства. Он был преуспевающим купцом и ростовщиком из Лиона и готов был богатеть порой и не самыми праведными средствами. Но затем в жизни Вальдо произошло нечто такое, что полностью её переменило.

Неожиданное преображение

Однажды купец и ростовщик прогуливался по родному городу. На одной из площадей его внимание совершенно случайно привлекло представление странствующих актёров, которые разыгрывали постановку о подвиге известного духовного подвижника V века, сына богатого римского сенатора, святого Алексия. Известно, что Алексий в брачную ночь тайно покинул своих родителей и невесту и долго странствовал в виде никем не узнаваемого нищего. В сирийском городе Эдесса своими аскетическими подвигами он добился всеобщего почитания, но это тяготило его, и подвижник решился бежать на корабле в Грецию. Сильная буря унесла корабль к самым берегам Италии, и тогда никем не узнанный святой Алексий вернулся к родному дому. До конца жизни праведник жил подаянием от собственных родителей, каждый день видел свою невесту, но не открывался им. Лишь когда он умер, в его руках был найден свиток, описывающий всю его жизнь и скитания. Пётр Вальдо вместе с толпой со вниманием смотрел постановку до самого конца и, поражённый величием подвига, вдруг почувствовал желание во всём подражать духовному подвижнику.

У Вальдо появилось пламенное желание поближе познакомиться с книгами Священного Писания, но он не знал латинского или греческого языка. Тогда купец обратился с просьбой к двум лицам - писцу из духовного звания и одному грамматику, - чтобы они перевели для него Писание на народный романский язык. Что они и сделали, присовокупив к своему труду и творения четырёх величайших отцов Западной Церкви: святых Амвросия и Григория Великого и блаженных Августина и Иеронима. Говорили, что на Вальдо очень большое впечатление произвела и неожиданная смерть одного из самых влиятельных людей Лиона, после чего он роздал своё богатство бедным и начал скитальческую жизнь проповедника, подражая апостолам.

В скором времени у Петра нашлось немало последователей, с воодушевлением взявшихся за изучение Священного Писания на родном языке и жаждавших его проповедовать. В деле этом Вальдо попытался заручиться поддержкой католической церкви. В 1179 году со своими ближайшими приверженцами он отправился в Рим, где папа Александр III собрал тогда третий "вселенский" латеранский собор. Они привезли с собой романский перевод многих библейских книг и просили, чтобы папа его одобрил, а также испрашивали себе у него благословения на проповедь Евангелия. Однако английский прелат Вальтер Мап, которому папа поручил вступить в переговоры с "лионскими нищими", посмотрел на их депутацию слишком презрительно, сочтя их всего лишь сборищем необразованных людей. Сам Александр III отнесся к ним гораздо благосклоннее и внимательнее. Он с любовью их выслушал, особенно самого Вальдо, похвалил их за решение вести бедную странническую жизнь и даже обнял Петра. Тем не менее, папа не дал им прямого разрешения проповедовать народу, сказав, что они не иначе могут вести свою проповедь, как с особого разрешения священников.

Энтузиасты и Ватикан

Вскоре лионские энтузиасты удостоверились, что это было равнозначно прямому отказу. После их возвращения с собора лионский епископ Иоанн под предлогом, что они по своему невежеству и легкомыслию во многом ошибаются и поэтому вводят слушателей своими проповедями в соблазн, запретил им проповедовать. Увидев, что никто из прелатов и других членов церковной иерархии и не думает призывать их к себе на помощь в деле проповеди, приверженцы Вальдо решили снова начать своё миссионерское странствование, к которому они считали себя призванными от Бога.

Это уже католическая церковь сочла прямым ослушанием с их стороны, и спустя два года после третьего латеранского собора нарбоннский архиепископ Бернар призвал их на суд и подчинил духовному надзору. Когда эта мера оказалась бессильной и бесполезной, архиепископ устроил с ними религиозный диспут. Сила убедительности оказалась на стороне последователей Вальдо. Они основательно знали Священное Писание и в своей проповеди постоянно на него ссылались. Их простые безыскусственные толкования столь ясно обнаруживали неосновательность многих сторон западного церковного учения и так сильно обличали неправду многих сторон жизни католического духовенства, что против их доводов трудно было высказать что-либо действительно аргументированное и основательное.

Оставалось применить лишь силу власти, что со стороны Ватикана вскоре и последовало: на веронском соборе 1184 года папа Люций III в присутствии германского императора Фридриха Барбароссы отлучил их от церкви. Но эффект получился обратным. С этого времени вальденсы, как стали называть приверженцев начинания Петра Вальдо, стали находить себе всё новых приверженцев во Франции и в соседних странах. Их общины появились в Испании, в итальянской Калабрии, в Дофинэ, Провансе, Страсбурге, Кёльне, Майнце, Цюрихе и многих других местах.

Странствующие проповедники

Вальденсы очень дорожили Священным писанием и называли его "духовным хлебом", "светом для души" и "пищею, которая слаще мёда". Они читали Евангелие ежедневно, и трудно было среди них найти даже самого бедного крестьянина, который бы не знал наизусть не только отдельных текстов Писания, но и целых библейских книг, особенно новозаветных. Ещё сам Вальдо разделил своих последователей на два ранга: совершенных, то есть странствующих учителей, которые вели особенно строгую жизнь, всецело отказавшись от собственности и посвятив себя делу проповеди, и верующих, которые являлись их учениками. Со временем у сектантов сложилась своя иерархия, подобная католической. Низшую ступень её составляли диаконы, которые вместе с местным проповедником составляли приходской совет или консисторию. Выше их стояли старейшины, а возглавляли секту так называемые модераторы.

Совершенные во время своих путешествий, чтобы не попасть в руки инквизиции, часто переодевались. Один из таких проповедников, например, появлялся то в шляпе, украшенной морскими раковинами, и с посохом пилигрима, то в виде кающегося аскета, то под личиной странствующего башмачника или брадобрея. Средневековый хронист так изображает их проповеднические путешествия: "Они являются в замки дворян в качестве продавцов мелкого товара. Они предлагают материи на платье, кольца и другие украшения. А если их спросят, нет ли у них ещё чего на продажу, они отвечают: да, у меня имеются ещё большие драгоценности, и я дам вам их, если вы не выдадите меня священникам. У меня есть драгоценный камень, посредством которого можно видеть Бога, а другой - зажигающий в сердце любовь к Богу. Затем они приводят слова Священного Писания, показывающие истинно благочестивую жизнь, затем те, в которых Господь изображает жизнь фарисеев и книжников".

Пережившие столетия

Отличительной чертой вальденсов было исключительное трудолюбие. Они никогда не позволяли себе оставаться праздными. Это качество в них было тем более ценным, что трудились вальденсы не для наживы, а только для дневного пропитания, оставаясь бедными и дорожа этой бедностью, как величайшей христианской добродетелью. Вместе с тем они были необычайно гостеприимны, верны, искренни и честны. Эти их качества столь высоко ценились самими католиками, которые охотно брали себе в услужение именно вальденсов, вполне доверяя им свои дома и имущество.

При этом французские вальденсы были достаточно лояльны по отношению к католической церкви; итальянские же, особенно ломбардские, резко восставали против римской курии. А их немецкие "братья по ту сторону Альп" доходили до того, что называли римскую церковь школой сатаны, а папу и священников - его слугами. Порой это вызывало резкую ответную реакцию. Так, в 1229 - 31 гг. в Эльзасе против вальденсов свирепствовал жестокий инквизитор Конрад Марбургский, а в 1316 году большое количество приверженцев этой ереси было предано аутодафе в Австрии. Сильно пострадали они и в ходе Альбигойских войн - Крестового похода против катаров - на юге Франции. Римский же папа Иннокентий III, напротив, обращался к сектантам с письмом, проникнутым духом истинной пастырской любви, в котором вразумлял их, что "желание узнать Священное Писание и получить от изучения его душевную пользу - похвально. Но такое желание не должно удовлетворяться тайным образом и никоим образом не должно вырождаться в претензию стать проповедниками и приводить к отвержению авторитета духовных лиц".

Ересь вальденсов оказалась весьма долговечной. Специалисты отмечают, что вальденсы оказали своё влияние даже на чешских таборитов и последователей Яна Гуса. Вплоть до настоящего времени вальденсианская церковь существует в Италии, Аргентине и Уругвае. Кроме того, небольшие общины вальденсов можно встретить в США и Германии, где они по большей части слились с протестантами-пресвитерианами.

Виктор БУМАГИН, г Санкт-Петербург

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru