Легендарная "тридцатьчервёрка"

Легендарная тридцатьчервёркаВ 2006 году, некое англо-американское военно-научное учреждение решило провести своё очередное исследование, целью которого было выяснение вопроса: какой танк надлежит считать лучшим в истории мирового танкостроения. Для этого американским и британским офицерам роздали опросные листы, в которых надлежало оценить целый ряд хорошо известных танков, исходя из их тактико-технических данных по сравнению с другими машинами своего времени, а так же из оценок со стороны противника и своих танкистов. Результат оказался до известной степени предсказуемым: лучшим танком всех времён и народов был признан советский Т-34-85.

Самый лучший, самый массовый

Т-34 был самым массовым в мире и самым популярным советским танком Второй Мировой войны. С 1940 по 1945 год советская индустрия произвела 33805 "тридцатьчетвёрок" с 76-мм пушкой и 21048 - с 85-мм. Это была воистину эпохальная машина, которая впервые в практике мирового танкостроения столь оптимально сочетала в себе мощное бронирование и вооружение с отличной маневренностью и высокой скоростью. Броня, опять же, впервые в мире была расположена с рациональными углами наклона.

Немецкие танковые генералы, испытав на себе мощь Т-34, были на редкость единодушны в его оценке. Генерал Шнайдер писал: "Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам, превосходство в вооружении, броне и маневренности". Генерал Меллетин вторил ему, говоря о Т-34: "Наиболее замечательный образец наступательного оружия Второй Мировой войны". Генерал-фельдмаршал Клейст краток в своей оценке: "Их Т-34 был лучшим в мире".

В инициативном порядке

Начать историю создания Т-34 следует с 1938 года, когда конструкторское бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина получило задание создать танк, который заменил бы начавшие устаревать БТ-5 и БТ-7, которые были способны передвигаться как на гусеницах, так и на колёсах. Наркомат обороны выдал заказ на 18-тонную колёсно-гусеничную машину с 45-мм пушкой. Броня должна была иметь противопульную толщину. Конструкторы хорошо понимали, что подобная концепция начала устаревать вместе с БТ. Поэтому они в инициативном порядке решили заодно разработать танк на чисто гусеничном ходу, оснащённый толстой противоснарядной бронёй. Заказанный танк разрабатывался под индексом А-20, инициативный - А-32. На А-32 предусматривалась установка 76,2-мм пушки.

В мае 1939 года опытные А-20 и А-32 были собраны и к августу завершили государственные испытания. Приёмную комиссию возглавлял К. Е. Ворошилов. С большим успехом прошли испытания А-32. Некоторое беспокойство вызывали недоработки дизеля В-2, но Кошкин сказал, что рассматривает А-32/Т-32 как прототип более мощного танка. Ворошилов заявил, что именно такая машина нужна Красной Армии, и предложил усилить его бронирование, благо имелся значительный резерв мощности, и наращивание брони было вполне реальным.

Новый танк, который получил обозначение Т-34, стал готовить к производству Харьковский паровозостроительный завод. Первые две машины были готовы к началу весны 1940 года. В марте эти танки совершили пробег из Харькова в Москву, который прошёл в сложных погодных условиях. На полигоне под Москвой "тридцатьчетвёрки" подвергли обстрелу из 45-мм противотанковой пушки, причём, почти в упор. Ни один снаряд брони не пробил. В июне Т-34 с новыми машинами других образцов отправили на Карельский перешеек, где проверили на финских противотанковых препятствиях.

В то же время на ХПЗ началась сборка серийных Т-34. С завода они начали уходить в сентябре. Боевая масса машины составляла 26,8 тонны. Экипаж состоял из четырёх человек. Бронирование со всех сторон имело толщину 45мм, но лобовая броня имела угол наклона 60* от вертикали, а бортовая - 45*. Вооружение состояло из 76-мм пушки Л-11 и двух пулемётов ДТ. Боекомплект - 77 снарядов и 2898 патронов. Дизель-мотор В-2 мощностью 500 л. с., работавший на соляре, снижал возникновение пожара. Независимая шахтная подвеска способствовала высокой скорости по пересечённой местности, а широкие, 55-сантиметровые, гусеницы и малое удельное давление на грунт обеспечивали хорошую проходимость. Простая конструкция облегчала массовое производство и ремонт в полевых условиях.

На 1940 год было запланировано произвести 100 машин, но план был сорван. В самый трудный момент, 26 сентября 1940 года, скончался М. И. Кошкин, получивший во время мартовского пробега воспаление лёгких. Главным конструктором был назначен А. А. Морозов. Но всё-таки, пусть и с опозданием, производство удалось наладить.

В 1941 году были внесены первые изменения в конструкцию Т-34. Танк получил новые люки механика-водителя и башенный, новую броневую маску курсового пулемёта, гусеницу шириной 50 см, ряд других мелких изменений. Боевая масса машины возросла до 28,5 тонн. Была установлена пушка Ф-34 того же калибра, но с более длинным стволом.

В боях с фашистами

К началу войны в Киевском особом военном округе находилось 694 Т-34, в Западном - 268 и в Прибалтийском - 108. По своим параметрам они превосходили все танки вермахта, что выявилось в первые же дни войны. Однако отсутствие необходимого количества подготовленных экипажей, "детские болезни" конструктивного плана, а также ряд объективных причин, связанных с развитием событий на советско-германском фронте летом 1941 года, привели к тому, что практически все эти танки были потеряны в первые два месяца войны.

В дальнейшем Т-34 с 76-мм пушкой использовались на всех фронтах и участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны вплоть до штурма Берлина. Осенью 1941 года советские танкисты уже обладали определённым опытом применения Т-34. Сезонная распутица сделала превосходство "тридцатьчетвёрки" над немецкими "панцерами" ещё более заметным - германская бронетехника вязла в грязи и была вынуждена передвигаться почти исключительно по дорогам, а Т-34 вполне сохраняли подвижность и в стороне от дорог. Кроме того, наши танкисты отказались от слепого следования наставлениям устава, требовавшего применять танки только в атаках, и начали использовать танковые засады и окапывать свои машины, что заметно снизило потери.

Советские танкисты раз за разом подтверждали превосходство Т-34. Так, в октябре 1941 года, в бою у села Первый Воин, к югу от Мценска, танк под командованием лейтенанта Кукарина уничтожил 16 фашистских "панцеров". В период битвы под Москвой феноменальных успехов добился экипаж Д. Ф. Лавриненко. На своей "тридцатьчетвёрке" он провёл 28 кровопролитных боёв с противником. Трижды горела машина Дмитрия, но отважный танкист из самых тяжёлых ситуаций выходил невредимым. Сам же он уничтожил 52 нацистских танка, установив абсолютный рекорд советских бронетанковых войск. Герой-танкист погиб 14 декабря 1941 года в бою под деревней Горюны.

В 1942 году в конструкцию Т-34 внесли новые доработки. Танк получил новую более просторную башню с двумя круглыми люками и пятискоростную коробку передач. Были внесены изменения в системы двигателя. В 1943 году на место одного из люков установили командирскую башенку, что значительно улучшило обзор из машины.

Новая модернизация

По иронии судьбы, когда летом 1943 года советские войска одержали грандиозную победу под Курском, наши бронетанковые и механизированные войска в качественном плане уступали немецким. К тому времени германский Pz. IV - самый массовый противник "тридцатьчетвёрки" - получил 80-мм лобовую броню, экраны, прикрывавшие борта, и 75-мм пушку с длиной ствола 48 калибров. Благодаря этому он получил, пусть незначительное, но превосходство над Т-34. Новые немецкие танки "Пантера" и "Тигр" обладали уже существенным превосходством над Т-34 в толщине брони и в мощности вооружения. Эти вражеские танки вели огонь на поражение по советским с дистанции 1500 метров, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить их лишь с расстояния 500-600 метров. Нарком танковой промышленности В. А. Малышев высказался образно: "Противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить на Т-34 более мощную пушку".

К концу года была разработана новая башня с 85-мм пушкой, защищённая бронёй толщиной 60-90 мм. Диаметр башенного погона пришлось увеличить с 1420 до 1600 мм. Толщина лобовой брони корпуса увеличилась до 60 мм. Освоением модернизированного танка первым занялся Сормовский завод в Горьком (ныне - Нижний Новгород).

С марта 1944 года Т-34-85 начали поступать в части. В первую очередь ими перевооружились гвардейские танковые бригады. Получив 85-мм пушку, Т-34 мог успешнее бороться с новыми немецкими танками. В боекомплект пушки, помимо осколочно-фугасного и бронебойного, входил подкалиберный снаряд. Танк оснастили улучшенной оптикой, увеличили надёжность моторно-трансмиссионной установки. Возрос и уровень подготовки экипажей. В башне теперь размещалось три человека, и это позволило освободить командира для выполнения его основных функций. Поэтому "тридцатьчетвёрки" теперь вновь уверенно вступали в бой с немецкими танками всех типов, включая тяжёлые.

Самоходки на базе Т-34

Т-34 послужил базой для создания целого семейства самоходных артиллерийских установок, среди которых первой была СУ-122, вооружённая гаубицей. Её опытный образец изготовили в ноябре 1942 года, а в декабре провели установочные испытания. Производство самоходок этого типа велось на Уралмашзаводе с декабря 1942 по август 1943 года. За этот период завод выпустил 637 САУ.

Когда советская разведка узнала о появлении в Германии новых танков "Тигр" и "Пантера", было принято решение о создании САУ с 85-мм пушкой. В апреле 1943 года Артиллерийский комитет ГАУ Красной Армии выслал Уралмашзаводу тактико-технические требования на проектирование такой самоходки. 7 августа 1943 года было принято постановление о принятии СУ-85 на вооружение.

Как выяснилось, эффективность СУ-85 в боях против "Тигров" и "Пантер" оставляла желать лучшего. Поэтому САУ решили доработать, установив на ней 100-мм морскую пушку Б-34, а также усилив лобовую броню. В феврале 1944 года её опытный образец прошёл испытания. Новая самоходка СУ-100 была способна поражать "тигры" и "пантеры" на дальности до 1500 метров. С сентября 1944 по март 1946 года было произведено 3037 СУ-100. Наряду с немецкой "Ягдпантерой" специалисты считают СУ-100 лучшим истребителем танков эпохи Второй Мировой войны.

По странам и континентам

После войны Т-34-85 ещё долгое время состояли на вооружении Советской Армии. В 1960 году они прошли программу модернизации. Механик-водитель получил прибор ночного видения БВН. При этом на правом борту корпуса появился инфракрасный осветитель. Вместо пулемётов ДТ установили модернизированные ДТМ. В укладку личного оружия членов экипажа вместо пистолета-пулемёта ППШ ввели автомат АК-47.

Часть танков в конце пятидесятых годов была переоборудована в эвакуационные тягачи Т-34Т, отличавшиеся друг от друга наличием или отсутствием лебёдки или такелажного оборудования. Во всех случаях башня демонтировалась. В шестидесятых-семидесятых годах значительное число танков после демонтажа вооружения было переоборудовано в машины химической разведки.

Прославившись как лучший танк Второй Мировой войны, легендарная "тридцатьчетвёрка" ещё более полувека состояла на вооружении целого ряда стран. В их числе были Австрия, Албания, Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, ГДР, Египет, Израиль (трофейные египетские), Ирак, Кипр, Китай, КНДР, Конго, Куба, Лаос, Ливан, Ливия, Мали, Мозамбик, Монголия, Польша, Румыния, Северный Йемен, Сирия, Сомали, Судан, Того, Уганда, Финляндия, Чехословакия, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, ЮАР (трофейные ангольские), Югославия и Южный Йемен. Т-34-85 прекрасно себя зарекомендовали во время войны в Корее, показав заметное превосходство над американскими "Шерманами". Позже они сражались с французами и американцами во Вьетнаме, а также участвовали в арабо-израильских войнах 1956, 1967 и 1973 годов. Что любопытно, египтяне самостоятельно переделали часть "тридцатьчетвёрок" в самоходные артиллерийские установки с 100- и 122-мм орудиями. Строили самоходки собственной разработки на её базе ещё и в Сирии и на Кубе.

Сами Т-34-85 кубинцы успешно применили во время Карибского кризиса против десантировавшихся в заливе Свиней контрреволюционеров. Во второй половине семидесятых ангольские "тридцатьчетвёрки" лихо воевали с куда более современными броневиками AML-90 армии ЮАР. Эфиопы применяли их в ходе гражданской войны в тогда ещё провинции Эритрея и во время конфликта с Сомали в 1977-78 годах. Довелось танку из легенды также поучаствовать в гражданских войнах в Йемене, Ливане, Кипре и Западной Сахаре, в рядах венгерских путчистов в 1956 году сражаться с оснащёнными новыми Т-54 советскими войсками, а в составе иракской армии - с иранцами уже в восьмидесятых годах. Последний же раз "тридцатьчетвёрки были применены во время гражданской войны в Югославии в 1991-97 годах, причём всеми воюющими сторонами. Дело в том, что танк эпохи Второй Мировой войны состоял на вооружении территориальных войск всех союзных республик. На сей раз, Т-34-85 в атаки не ходили, а использовались в качестве самоходок и обстреливали противника с места из глубины своих позиций. Право, завидное долголетие!

Виктор БУМАГИН, г Санкт-Петербург

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru