Радуга+Задайте свой вопрос

Радуга+клуб знакомств

Радуга+Написать письмо

Радуга+Подписка

В контактеВступайте в группу, оставляйте свои комментарии

Богомилы: славянские предтечи катаров

Богомилы: славянские предтечи катаровСредневековая секта катаров известна весьма и весьма хорошо. Само имя их окутано ореолом романтики и таинственности: необычные способности совершенных, Альбигойские войны, твердыня замка Монсегюр, упорные, живущие столетия слухи об обладании катарами Чашей Грааля. Менее известно, что сама ересь эта проникла на юг Франции из Болгарии через Италию, и что её непосредственной предшественницей следует считать болгарскую секту богомилов.

Родом из смутного времени

Вообще-то католические теологи любили называть катаров манихеями, справедливо находя большое количество параллелей между французскими еретиками и последователями возникшего ещё в III веке учением перса Мани, которое в своё время получило распространение от Испании и Галлии на Западе до Сибири и Китая на Востоке. Которого в дни своей молодости придерживался даже Блаженный Августин, один из столпов раннего христианского богословия. Однако тесная связь катаров и богомилов для Ватикана тайной тоже не была. Так, папский легист Конрад, занимавшийся расследованием деятельности катаров, обнаружил, что, если епископы катарской церкви имели местное, французское происхождение, то сам их "антипапа" проживал в далёкой Болгарии.

Принято считать, что богомильская ересь возникла в первой половине Х века, во время правления болгарского царя Петра I. То было весьма нелёгкое для Болгарии время. Страна постоянно воевала: с хорватами, с сербами, с венграми, с Византией и Киевской Русью. Именно после неудачной войны с киевским князем Святославом болгарский правитель решил отречься от престола и уйти в монастырь. Пётр I не был удачливым полководцем, но он был глубоко верующим человеком. Именно при нём Константинополь признал независимость болгарской патриархии. Забота царя о церкви, которая стала буквально утопать в золоте, порой была просто излишней. Голоса протеста раздавались даже в среде священнослужителей. Именно в это время и появилось учение попа Богомила, сторонника крайне строгой аскезы.

Изначально концепция Богомила осуждала богатство, отрицало феодальную эксплуатацию и государственную власть, а сторонников черпала из среды низшего духовенства и провинциального монашества, особенно - странствующих иноков. Богомилы участвовали в народных восстаниях против византийского ига, поддерживали борьбу болгарского государства против Византии в правление царя Калояна (1197 - 1207 гг.). Византийский император Алексей I Комнин насильственно обращал богомилов в православие, а их вождя Василия сжёг на костре. Мануил I продолжил его политику, в чём находил себе единомышленниками Стефана Неманя в Сербии и царя Борила в Болгарии. Венгерские католические короли неоднократно организовывали против богомилов свои малые Крестовые походы. Но, несмотря на всё это, в Боснии богомильство на какое-то время стало чем-то вроде официальной государственной идеологии, а влияние его распространилось даже на Западную Европу.

Воскресение по-богомильски

Богомилы исповедовали типичный деизм, то есть двоебожие, столь характерное для средневековых катаров или современных масонов. В общинах их различались "совершенные", которые вели аскетический образ жизни, и рядовые члены. Возглавляли богомильские общины "дедцы" - епископы. Сектанты отрицали храмы, крест, иконы и всю прочую обрядность болгарской православной церкви. Отвергали они и Ветхий Завет и евхаристию, то есть таинство причастия, считая её жертвой, которая приносится демонам, живущим в церкви. Для богомилов хлебом общения была исключительно лишь молитва Господня. Подобно катарам, богомилы отрицали институт брака, считая его нечистым. При этом они ссылались на слова Христовы, что в воскресении ни женятся, ни посягают. А под воскресением они почитали ни много, ни мало как обращение к их весьма сомнительной секте.

Богомилы учили, что высшее божество имеет человекообразный вид, но тело его не грубо-материальное, а состоит из более тонкой субстанции. Они утверждали, что от вечности Бог не троичен, но Сын и Дух происходят от Отца, как лучи из Его глаз, и появились только в 5500 году мира, а через 33 года опять возвратились в Него. Эти еретики уверяли, что все три лица Господних являлись им в различных образах: Отец - как старец с длинной бородой, Сын - как цветущий муж среднего возраста, а Дух - как безбородый юноша. При этом Сын и Дух - не более чем различные временные проявления Отца. Сын вышел из Отца в определённое время, когда Христос призрачно родился от Марии. Из Сына произошёл Дух, и оба воротились, по совершении дела спасения людей, снова в лоно высшего божества, как потоки в океан.

Бог имел и старшего первородного сына - Сатанаила, который был подобен Отцу по виду и одежде, сидел близ него и был поставлен управлять всеми творениями. Возгордившись своей высотой и могуществом, он задумал отпасть от Отца и подговорил многих служебных духов сделать то же самое. Он и есть неправедный домоправитель из евангельской притчи. Часть ангелов присоединилась к нему, после чего Бог низверг их всех с неба.

Злой демиург

Будучи сброшен на тогда ещё хаотическую Землю, Сатанаил посоветовался с падшими ангелами, и результатом этого стало то, что он предпринял новое творение нового неба и преобразованной земли. Описанное в начале Книги Бытия творение было именно его делом. После того как Сатанаил украсил землю растениями и животными, он образовал тело человека из воды и глины. При этом из большого пальца ноги человека вытекла на землю жидкость, которая, смешавшись с ней, образовала змия. Когда Сатанаил хотел одухотворить своим дыханием человеческое тело, то часть этого дыхания попала и в тело змия. Поскольку этот демиург оказался неспособным одухотворить тело самого человека, добрый высший Бог по его просьбе послал жизненную силу из плеромы - высшего духовного мира, - и эта сила одушевила человека. Поэтому человек и имеет двоякую природу: отчасти добрую, духовную, отчасти злую, материальную.

Сатанаил пообещал доброму Богу, что человек будет принадлежать им обоим, и что потомство человека заменит собой павших с неба ангелов. Позже он пожалел, что связал себя таким обещанием, стал завидовать человечеству и искать ему погибели. В образе змия злой демиург перехитрил Еву и вступил с ней в плотскую связь для того, чтобы его семя получило перевес над семенем Адама. От этой связи Ева родила двух близнецов: Каина и его сестру Каломену. Охваченный ревностью Адам тоже познал Еву, и она родила ему Авеля, которого Каин убил. За это добрый Бог и отнял у Сатанаила его божественный вид и его творческую силу. Злой демиург стал мрачным и безобразным, хотя по-прежнему, по воле Всевышнего, оставался владыкой низшего мира и повелителем созданных им существ. Влияние Сатанаила тяготело над всем человечеством, и особенно над иудеями. Ведь Ветхий Завет и закон Моисеев богомилы считали произведением Сатанаила, направленным на погибель людей. Нечистое происхождение этого закона, по их мнению, особенно проявлялось в том, что он позволял и частью предписывал брак, употребление в пищу мяса, клятву, жертвоприношения животных и смертную казнь.

Во имя избавления

Для избавления людей Бог в 5500 году от сотворения мира произвёл из себя Логоса, Бога-Сына, который также назывался архангелом Михаилом и ангелом великого совета, а также получил имена Иисус и Христос. Он сошёл с верхнего неба, вошёл в Деву через её правое ухо и принял от неё призрачное тело. Подобным же образом Он и вышел из Девы, но она не заметила ни Его входа, ни Его исхода, но нашла Его неожиданно лежащим в яслях. Христос только кажущимся образом подчинён был аффектам и страданиям, и таким же образом страдал, умер и воскрес. Он вполне победил Сатанаила и заключил его в преисподнюю, изменив даже имя злого демиурга, для чего отнял приставку "-эль", которая указывала на его высшую, ангельскую натуру. Вознесшись опять к Отцу, Христос воссел близ Него, где прежде сидел Сатанаил. Но затем Христос вернулся в существо Отца, в котором от вечности и был заключён и от которого эманировал. Хотя Христос и победил Сатанаила, однако Отец ещё оставил до конца времён злым духам власть над миром. Поэтому богомилы почитали полезным чтить и этих духов.

Они также считали, что каждый богомил вправе именовать себя Богородицей, поскольку носит в себе логоса и рождает его вновь, когда научает богомильству других. Всякого приходящего в секту богомилы перекрещивали. Их крещение совершалось без всякого употребления воды. Ему предшествовало исповедание грехов и непрестанная молитва в течение семи дней и семи ночей. В это время готовившийся к духовному крещению не имел права менять одежду и касаться своей жены. К самому крещению человек допускался лишь после того как давал торжественное обещание не открывать того, о чём ему сделано откровение, и вручал своим новым предводителям расписку, что никогда не вернётся в православную Церковь. Известно, что при крещении, которое богомилы именовали собственно "окончательное освящение", новообращённого сажали лицом на восток и возлагали ему на голову Евангелие от Иоанна. При этом все присутствующие клали на него свои руки и пели благодарственный гимн.

В самой Болгарии богомильство просуществовало до XVII века. Ещё задолго до этого времени оно начисто лишилось своего антифеодального содержания и выродилось в чистой воды секту. Порой считают, что секта эта оказала влияние и на русских стригольников. Но это не более чем гипотеза.

Виктор БУМАГИН, г Санкт-Петербург

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru