Почему падает вера в душах человеческих?

Почему падает вера в душах человеческих?Религиозная вера падает в человеческих сердцах, потому что научные открытия и достижения противоречат ей, и современный человек, обладающий теперешними научными знаниями, не может больше верить тому, чему верили древние люди или даже человек старинный несколько поколений назад, не обладавший современными научными знаниями. Так или приблизительно так рассуждают часто многие, и многим, иногда даже религиозным людям, кажется, что в этом рассуждении много правды.

Между тем рассуждение это в корне не верно. Сами по себе научные открытия и достижения никак религиозной вере, правой религиозной вере, не противоречат. Наоборот, сами по себе они могли бы и должны были бы веру поддержать. Само по себе многое в нашем современном научном опыте, в современном знании должно было бы помогать правильной христианской религиозной вере и правым религиозным представлениям.

Начнем с недавнего открытия: об огромной (но не безграничной), в биллионы paз большей земного шара Вселенной. Разве такое представление не больше соответствует истинно христианской идее о бескрайнем величии Божием, неужели древнее представление о Земле как о центре Вселенной, ее значительнейшей части, когда какой-нибудь завоеватель, покоривший тот или иной значительный отрезок этой первостепенно важной для всей Вселенной земли, в собственном мнении и во мнении окружающих его людей мог всеpьез как-то сопоставлять себя с Богом?

Нет, идея гигантски огромной Вселенной не мешает христианской вере, но, наоборот, способна усиливать ее. Многие верующие умы так и воспринимали эту проблему, и рядом с псаломскими словами о том, как Господь основал Землю на тверди ее, можно поставить слова Державина:

Светил возжженных миллионы

В неизмеримости текут,

Твои они творят законы,

Лучи животворящих льют.

Но огненные сии лампады,

Иль льдяных хрусталей громады,

Иль волн златых кипящих сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящие миры -

Перед Тобой - как нощь пред днем.

Возьмем новейшее разложение атома. Когда в науке господствовала теория о сохранении материи, внецерковный ум мог приписывать материи Божеское свойство вечности и безначальности. На этом-то ведь и построен материализм. Но бомбы Хиросимы к Нагасаки вместе со смертельным ужасом, внесенным ими в мир, вдребезги разбили эту теорию, и мы теперь достаточно знаем, что материя не вечна, не безначальна, она имеет начало и будет иметь конец, и тем властно, каждому хотящему слышать вещает развенчанная в своей безначальности и вечности материя о своем Создателе. Новейшая теория гораздо нагляднее прошлой свидетельствует о Боге, Творце неба и земли.

А теория расширяющейся Вселенной, по которой все гигантское множество звездных миров биллионы лет назад было сосредоточено в одной точке пространства! Разве с нашей христианской точки зрения эта теория не более правая, чем теория о статичной, неподвижной Вселенной?

И дело, конечно, не в том, что нам легче представить себе творческий Божий глагол раздавшимся в одном пункте Вселенной. Он совершенно так же мог раздаться и на пространстве в миллион световых лет. Но по теории расширяющейся Вселенной, тварный вещественный мир, ни в малой мере не претендуя на Божеское свойство пространственной бесконечности, приобретает свойство богоуподобления.

Малый в начале, он становится все более великим. Мы угадываем тут аналогию с человеком, наделением свойством богоуподобления, по слову св. Василия Великого: "Я - тварь, но получил задание стать богом", то есть, все более и более уподобляться Богу - процесс, рассчитанный на вечность, чтобы никогда не завершиться. Человек призван уподобляться Богу духовно: умственно и нравственно, своим богоподобным духом, а материальная Вселенная - уподобляться Богу пространственно.

А теория эволюции живых организмов, логически неизбежно требующая присутствия Божией хозяйской направляющей руки, потому что вся эта теория построена на аналогии естественного отбора с отбором искусственным и, следовательно, если искусственный отбор совершается лишь при наличии хозяина и его направляющей руки, то здравомыслящий разум вправе требовать того же и при отборе естественном?

Какую бы область науки мы ни взяли - мы всюду встретим в ней не опровержение нашей веры, а подкрепления или полезные иллюстрирования ее.

А новые исторические открытия? Ведь еще недавно, когда древнейшими Манускриптами Священного Писания были манускрипты IV и V веков, можно было выдвигать теории (например, Бауэра или Мороза) о появлении христианства чуть ли не III веке и о написании Святого Евангелия чуть ли не отцами Церкви IVвека.

А теперь мы имеем рукопись новозаветных писаний II и III веков, а отрывки Евангелия от Иоанна, ранее были более всего подвергавшего критике и сомнению в маловерных кругах, даже в рукописи конца I века, то есть, написанной в те времена, когда еще жил сам святой апостол Иоанн 2.

А новейшие подтверждения исключительной точности географических указаний Святой Библии, опровергающие домыслы о ее мифичности?! Правительство современного Израиля с неизменным успехом проводит геологические исследования в Палестине, руководствуясь соответственными указаниями Библии. Но не только перечисленными тут примерами, со всех сторон подкрепляющими веру для маловерных, мы богаты по сравнению с предыдущими поколениями. Мы обогатились и страшным опытом, доступным ранее лишь святым прозорливцам, а ныне очевидным для каждого, узнали систему и методы работы бесов.

В течение веков, начиная с евангельских страниц нам говорилось, что основным методом действования сатанинских сил является ложь. Он ложь есть и отец лжи. "Когда говорит он ложь, говорит свое" (Ин 8,44).

Самое название "Диавол" значит клеветник, и излюбленным видом лжи, главным орудием является клевета. Он непрестанно клевещет, то есть, порочно, в дурную сторону истолковывает каждое явление в мире, преимущественно же духовные явления: действия Божии, действия Ангелов и действия человека.

Другим излюбленным для бесовской силы видом лжи является прельщение и соблазнение людей несбыточными привлекательными обещаниями невероятных наслаждений, невероятного счастья, а когда соблазненные поверят и поддадутся им - порабощение их насилием и мучительством.

При этом святые отцы постоянно указывают нам, что по существу диавольская сила слаба и ничтожна; она сильна только нашей слабостью. Диавол хитер, но не умен. Он умеет разрушать, а созидать не умеет. Достаточно решительно противостоять ему, проявить нравственное мужество и твердость, и все его потуги рушатся. (из книги архиепископа Нафанаила (Львова) "Ключ к сокровищнице", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 году).

Татьяна ЗЕЛЕНИНА, г.Самара.

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru