Радуга+Задайте свой вопрос

Радуга+клуб знакомств

Радуга+Написать письмо

Радуга+Подписка

В контактеВступайте в группу, оставляйте свои комментарии

Лекарством может быть все...

Лекарством может быть все...Неудержимо растет в мире число лекарств, увеличивается их потребление, измеряемое нынче тысячами, миллионами тонн... Известна, однако, и отрицательная сторона увлечения медикаментозными средствами. Это развитие лекарственных болезней, различных аллергий, опасное побочное действие многих лекарств, появление бактерий, устойчивых к действию антибиотиков и других лечебных препаратов.

В нашей стране принимаются серьезные меры для ограничения степени риска, связанного с лекарственным лечением больных людей. Каждый препарат перед "выходом в свет" проходит тщательную экспериментальную и клиническую проверку. Усилен контроль за употреблением медикаментов, ведется борьба с различными формами самолечения.

И все же это не устраняет необходимости искать пути пополнения современной фармакопеи не только путем производства синтетических препаратов, но и за счет использования средств естественного происхождения, иными словами, за счет природы, богатства и разнообразия ее растительного мира. Этим, в частности, объясняется интерес ученых, врачей многих стран к тибетской медицине - одной из древнейших в мире.

В конце ХХ века вышла небольшая книжка "Слово о тибетской медицине". Ее авторы рассказывают об одной из старейших медицинских систем Востока, которая известна врачам в меньшей степени, чем, скажем, арабская, китайская или индийская. Между тем прошлое надо изучать не только ради интереса к истории, но и для будущего.

Бурятские ученые ведут кропотливую работу, пытаясь оживить для современной медицины забытые рецепты тибетских врачей, проникнуть в сущность применявшихся ими методов лечения. На этом пути приходится преодолевать немалые трудности. Одна из них в том, что рецепты тибетских врачевателей написаны в причудливой форме. Они изложены стихами, изобилуют сравнениями, аллегориями, символами, разгадать которые не так-то просто. Для этого надо быть специалистом, знающим основы тибетской медицины, историю страны и народа.

Интересно, что сама система носила в свое время загадочное название: "Восьмичленное тайное учение". Оно было изложено в трактате "Чжуд-ши" ("четыре основы") и дополнявших его книгах. Те, кто брали в руки эти труды, могли прочитать в самом конце грозное предостережение: "Прочитав книгу, непосвященный в медицине, не давший клятву о сохранении тайны медицины, ослепнет или подвергнется мучениям в своих будущих перерождениях".

Действительно, завуалировано в тибетских трактатах многое. Сердце именуется царем (или королем), восседающем на троне, печень - царицей, питающей полые и плотные органы, почки называются министрами внешних дел, легкие сравниваются с пятью сановниками. Вот кусочек текста из "Чжуд-ши": "Заболел король, пять сановников задыхаются, вельможи обливаются потом..." Расшифровывается это так: "Сердце заболело, в пяти долях легкого застой, крупные суставы ("вельможи") отечны..." Затем рекомендуется дать больному "жар-птицу", ее надо посадить на коня, а потом еще дать кнут. Все это означает, что врач должен прописать пациенту сложное лекарство из 12 компонентов ("жар-птица"), которое доводится до болезненного очага с помощью другого лекарства из 4 компонентов ("конь"). После всего этого используется "кнут" - слабительное средство для очищения организма от всех общих лекарств.

В этой же книге образно описывается мумие: "...Из скал, раскаленных лучами летнего зноя, подобно сокам золота, ртути и других драгоценных металлов, просачиваются и застывают скальные натеки". Не только рецепты - вся тибетская медицина окружена дымкой неизвестности, таинственности. Существует легенда, согласно которой, стареющий китайский император, живший в очень далекие времена, послал гонцов за эликсиром бессмертия, имеющимся якобы у каких-то лекарей.

Гонцы вернулись ни с чем, но привезли полезный совет: "ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР ВОЗНИК ЗАДОЛГО ДО ЧЕЛОВЕКА И, ВЕРОЯТНО, СОЗДАН СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПИТАЕТСЯ РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ И ЛЕЧИТСЯ ИМИ". Эта легенда объясняет один из основополагающих принципов тибетской медицины: лекарством может быть все, что нас окружает: растения, животные, минералы и даже само пространство, в котором мы живем.

Человек окружен целебными веществами, способными ежеминутно спасти его жизнь. В тибетских трактатах описано около 1300 лекарственных средств растительного происхождения. 114 видов минералов и металлов, до 150 видов сырья животного происхождения.

По мнению бурятских ученых, арсенал лекарственных средств естественного происхождения, используемых в тибетской медицине, насчитывает по меньшей мере около трех тысяч наименований. Словом, человека лечит природа. Примеров этому множество. Тибетские врачи с успехом использовали чай, который в их руках превращался в исцеляющий отвар; чеснок, применявшийся для очищения кишечника от "червей и ядов"; солодку (лакричный корень), оказывающую действие, аналогичное кортизону; белену, имеющую противоглистный эффект.

Тибетские врачи широко применяли в лечебных целях насекомых, органы животных - рога, железы внутренней секреции, копыта, сухожилия. При травмах головного мозга и параличах больным давали бульон из костей черепа крупного рогатого и мелкого рогатого скота.

Авторы книги о тибетской медицине напоминают, что изготовленный японскими учеными гаммалон, с успехом применяемый для лечения сосудистых нарушений мозга (советский аналог - аминалон); тоже представляет собой особую вытяжку из головного мозга скота.

Из средств минерального происхождения в тибетской медицине используют золото, жемчуг, кораллы, бирюзу, медь, ртуть, селитру, соду, полевой шпат. Эти и другие вещества из камней, земли и драгоценных металлов входят компонентами в препараты, оказывающие главным образом действие при воспалительных процессах и нервных болезнях.

В трактатах "Чжуд-ши" сказано: золото продлевает жизнь, укрепляет здоровье пожилых и предохраняет от вредных воздействий, серебро полезно при болезнях суставов и водянке, гнойных ранах и кожных болезнях, медь является хорошим средством для лечения гнойных ран, заболеваний печени, легких и особенно чахотки.

Бурятские исследователи подчеркивают исключительную наблюдательность тибетских врачей: соли названных металлов действительно пагубны для микроорганизмов. Это доказано средствами и методами современной науки.

Надо особо сказать об отличии тибетской медицины от народной. Последняя обычно использует отдельные травы в том или ином виде. Тибетские же лекарства включают в себя, как правило, животное сырье. Их описание дано в медицинских руководствах и справочниках, а применение исходит из определенных взглядов врачей на деятельность организма и возникновение болезней. Не углубляясь в эти воззрения, кажущиеся подчас наивными и несущие на себе печать религии, отметим, что тибетские врачи понимали значение режима жизни, питания и других внешних причин для сохранения здоровья.

Они говорили и о важности системы общей регуляции в организме, связывая с ее нарушениями возникновение многих болезней. Внутри организма они выделяли три болезненных начала - "рлунг", "мкрхрис" и "бад-кан". "Рлунг" упруги, легки, подвижны и скапливаются преимущественно в тазовой части и пояснице. "Мкхрис" масляниста, влажна, едка, горяча, имеет запах, она сосредотачивается в печени в желчном пузыре.

"Бад-кан" маслянистые, тяжелые, легко собираются в капли, густы, клейки и избирают своим местонахождением мозг. В переводе на язык современной медицины "рлунг" - механизм нервной регуляции, "мкхрис" - гуморальной, а "бад-кан" - местной тканевой. Так, по крайней мере, интерпретируют их сегодня бурятские ученые.

Исследователи тибетской медицины интересуются, естественно, и методами диагностики. Основными были опрос, осмотр, ощупывание, для которых требовались внимательность, терпение, настойчивость, наблюдательность врача. Интересно, что тибетские врачи всегда учитывали при постановке диагноза характер солнечной активности, лунные фазы, время суток, месяц, год - словом, все то, что ныне входит в понятие биоритмологии.

Важное значение при оценке жизни больного придавали 12-летнему периоду. Каждый 12-й год жизни был как бы годом нового рождения, а новорожденный, конечно, беспомощен и слаб, подвержен болезням. Отсюда совет - беречь себя в этот год особо, упор при этом делается на период расцвета сил 37-и и 49лет (учитывался год внутриутробной жизни). Как и при описании рецептов, рекомендации врачей тибетских полны красочных сравнений и аллегорий. Для правильного распознавания болезней, пишут они, надо подкрадываться к истине с терпением, какое требуется при лове рыб, с осторожностью хищника, выжидающего момент для броска, с тревогой, похожей на ту, что испытывает ловец ядовитых змей. Любопытны и отличаются тонкой наблюдательностью советы относительно образа жизни при тех или иных болезнях, времени приема лекарства, питания.

Мудрость тибетской медицины заключалась в том, что при лечении болезни врачи не сразу "назначали" все лечебные воздействия, а строго по порядку: "Болезнь следует лечить, как будто идешь по ступеням лестницы". Сначала рекомендовался определенный образ жизни. Если не помогало - назначалось соответственное питание. И только при безуспешной этой попытке прибегали к лекарствам и, наконец, к хирургическому вмешательству. Лечи без спешки, как при ужении рыбы, - наставляли тибетские врачи.

Высоки были требования к личности врача. Среди необходимых ему качеств называются прямодушие, мудрость, старательность в деле, милосердие. Один из заветов гласил: "Взирай на больных, как на своих детей". Плохого врача в трактате сравнивают с лисицей, захватившей царский трон. Врач, не умеющий врачевать словом, уподобляется стрелку, стреляющему в темноте, и даваемые им лечебные средства не попадут в цель. Тайны тибетской медицины еще предстоит разгадать... Как бы стремительно ни развивалась сегодня наука, какие бы удивительные технические средства ни брала на вооружение служба здоровья, опыт наших предшественников может еще многому нас научить. Время открывает в нем все новые грани...

Татьяна ЗЕЛЕНИНА, г.Самара.

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru