БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ ДИКТУЮТ ЧЕЛОВЕКУ, КОГДА УМЕРЕТЬ

Исследователи определили, что генетическая предрасположенность человека к раннему или позднему просыпанию влияет на его привычки, мозг и даже на наиболее вероятное время смерти.

Кем лучше быть - «жаворонком» или «совой»? Основатель образовательного курса Митчел Моффит собрал научно доказанные факты о влиянии времени подъема человека на здоровье, интеллектуальные способности и даже вредные привычки.

«Жаворонки» предпочитают вставать рано и руководствуются пословицей: «Кто рано встает, тому бог подает», - но уже к вечеру их продуктивность падает. «Совы» же, напротив, никак не могут проснуться рано, достигают интеллектуального пика ближе к вечеру, а ночью, увлеченные новыми идеями, никак не могут отойти ко сну.

Интересный факт: шаблон комфортного режима сна и бодрствования заложен генетически. Сразу после рождения человека его внутренние часы сбиты, и лишь генетика позволяет настроить их нужным образом. Исследование, опубликованное в 2012 году канадскими учеными из университета Торонто, доказывает, что вариации в гене, названном PER1, влияют на циркадные ритмы человека, и еще до рождения задают, когда человек будет наиболее продуктивен - утром или вечером.

Исследователи доказали - единственная замена в гене PER1 приводит к сдвигу времени комфортного пробуждения на один час. Но удивительнее всего, что ученым удалось обнаружить связь между этим геном и наиболее вероятным временем смерти человека. По мнению исследователей, «совы» имеют наибольшие шансы расстаться с жизнью в районе 6 вечера, а «жаворонки» - около 11 часов утра.

Заложенные генетически природные ритмы заставляют «сов» постоянно терять первую половину дня, поскольку просто не способны в это время к успешному социальному и рабочему взаимодействию с другими людьми. «Жаворонки» же, напротив, выглядят активными и позитивными, меньше подвержены депрессии, перееданию и зависимости от алкоголя и никотина.

Исследователи утверждают, что особенности настройки внутренних часов организма сказываются даже на структуре мозга. У полуночников значительно меньше белого вещества, но это компенсируется более высоким уровнем гормона стресса - кортизола. Под его влиянием «совы» способны быстро реагировать на возникающие трудности. Они более авантюрны и часто более успешны в финансовых делах, поскольку демонстрируют высокий уровень креативности, обучаемости и склонности к риску.

ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СРАВНИЛИ С ЗАНЯТИЯМИ СЕКСОМ

Как показали результаты нового исследования, проведенного международной группой ученых, те, кто не уделял в школе должного внимания изучению иностранных языков, много потеряли. Новое исследование предполагает, что изучение иностранных языков стимулирует ту же часть мозга, что активируется во время занятия сексом или употребления шоколада.

Ученые из Испании и Германии обнаружили, что люди, которые расширяют свои лингвистические способности, задействуют часть мозга, известную как вентральный стриатум. Это центр удовольствия, который активируется, когда люди занимаются сексом, употребляют наркотики, играют в азартные игры или едят сладости.

Исследователи из Биомедицинского Исследовательского Института Беллвит, Барселона, и Университета Отто фон Герике в Германии сделали открытие после проведения эксперимента, участие в котором приняли 36 взрослых. В качестве теста группа играла в азартные игры и совершенствовала свои познания иностранного языка. Как показало сканирование, оба вида деятельности активировали одну и ту же часть мозга. Исследователи также имели возможность связать количество новых слов, которое выучивал каждый из участников эксперимента, с низким уровнем пептидов, который определяет целостность структуры головного мозга. Участники с более высокими концентрациями миелиновых соединений, или с более развитыми нейронными сетями в области вознаграждения, смогли запомнить больше слов. "Основная цель исследования состояла в том, чтобы узнать, как изучение языков активизирует область вознаграждения и мотивационные системы, - рассказал Пабло Рипполес, аспирант испанского вуза. - Тот факт, что изучение языков оказывает столь активное влияние на мозг, представляется нам весьма интересным с эволюционной точки зрения".

Исследователи полагают, что в изучении новых слов может быть эмоциональная связь. Это может также объяснить, почему с возрастом люди продолжают стремиться к изучению новых слов и языков, а также освоению новых методов коммуникации. Ведущий автор Антони Родригес Форнеллс сказал: "С точки зрения эволюции, это интересная теория. Вероятно, что данный механизм способствовал развитию языков". Исследователи надеются использовать результаты своих исследований для разработки нового метода лечения людей с трудностями обучения речи.

КАК МОЖНО РУКОВОДИТЬ ИММУНИТЕТОМ ЧЕЛОВЕКА

Эксперты обнаружили белок, который может позволить по-новому использовать иммунную систему для ускорения заживления, борьбы с воспалительными, инфекционными и аутоиммунными заболеваниями.

Исследователи сфокусировали свой интерес на протеиназах - энзимах, которые расщепляют белки в рамках цикла жизни клетки. В свою очередь, есть матриксные металлопротеиназы. Они выборочно воздействуют на внешнеклеточный матрикс, особую структуру в тканях. И, как оказалось, у одного члена семейства матриксных металлопротеиназ - MMP-2 - есть и другая роль, связанная с работой иммунной системой.

ММР-2 может изменить клеточный профиль, заставив клетки принять участие в иммунном ответе. Это иногда ускоряет заживление. А иногда это может усилить воспалительный процесс. Но, по словам ученых, есть возможность использовать механизмы MMP-2, чтобы предотвратить рост рака и развитие аутоиммунных недугов из-за воспалительных сигналов, или же поспособствовать восстановлению тканей.

КУЧЕРЯВЫЙ ПЕТУШОК

Кудрявый петух принадлежит крестьянину Чжан Яну из горной китайской деревни Сицзецунь. Хозяин рассказывает, что петушок вылупился в апреле прошлого года.

Сначала он не отличался от других цыплят и питался тем же кормом, что и все. Но как только начали формироваться перья, они постепенно становились кудрявыми.

Чжан Ян обнаружил, что это чудо-петух очень упрямый и задиристый. Он не подпускает к кормушке других кур и петухов, пока сам не наестся.

Сотрудник уездного департамента животноводства сказал, что он работает в этой отрасли очень много лет, но никогда не слышал, чтобы у петухов были кудрявые перья. Он предположил, что этот феномен связан с экологическими, генетическими и другими факторами, которые вызвали генетическую мутацию у петуха.

КАК МАЛЬЧИК-СПОРТСМЕН СТАЛ МУЗЫКАНТОМ

После черепно-мозговой травмы подросток, не имевший музыкального слуха, обнаружил в себе редкий музыкальный дар. Выйдя из больницы, он начал играть на 13 музыкальных инструментах.

До случившегося 19-летний Лаклан Коннорс из Денвера, США, пытался научиться играть на пианино, однако его попытки не увенчалась успехом, так как у мальчика не было музыкальных способностей.

«Он действительно не имел таланта», - сказала его мать Элси Гамильтон в интервью. По словам женщины, ее сын не мог воспроизвести даже самую простую мелодию.

Лаклан был страстным спортсменом. Он любил играть в лакросс и надеялся в будущем выйти на профессиональный уровень. Тем не менее, перенесенное подростком сотрясение мозга, которое он получил на поле во время одной из игр, стало причиной судорог, и в конечном итоге он был госпитализирован.

«Я упал на спину и ударился затылком о землю. Помню, что я смог подняться, но голова кружилась и земля уходила из-под моих ног. Я действительно не понимал, что со мной случилось», - сказал Лаклан.

В нескольких следующих матчах он получил еще несколько ударов по голове, после чего у него начались эпилептические припадки и галлюцинации, в результате чего Лаклан был вынужден провести несколько недель в больнице.

ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ К СЛАДКОМУ ОПАСНА ДЛЯ ЕГО БУДУЩИХ ДЕТЕЙ

Ученые установили на примере плодовых мушек, что наличие сахара в рационе мужчины напрямую влияет на его детей. Так, сахар в рационе мушек мужского пола, присутствовавший за 1-2 дня до спаривания, приводил к ожирению у их потомства.

Ученые специально меняли рацион мушек, что приводило к изменениям в составе тела их потомства. Активное потребление сахара приводило к повышенной экспрессии генов посредством эпигенетических изменений (менялась активность генов без изменения последовательности ДНК).

Получается, диета отца способна изменить генетический профиль детей. Но есть все основания полагать, что эту гибкую схему можно вернуть в норму, настроив гены детей на правильный лад и заставив их поддерживать оптимальный вес. Правда, как именно это сделать, ученые пока не знают.

МУЖСКОЕ БЕСПЛОДИЕ ТЕПЕРЬ ЛЕЧИТСЯ

Ученые разработали новый метод лечения бесплодия у мужчин. И вновь на помощь пришли уже ставшие знаменитыми стволовые клетки, из которых в ходе развития организма появляются самые разные клетки. На этот раз речь идет о клетках сперматозоидов.

Исследователи взяли клетки кожи пяти мужчин, двое из которых были здоровыми, а трое страдали азооспермией. Их заболевание было вызвано мутациями в гене AZF1, в результате которых тестикулы мужчины были неспособны производить сперматозоиды.

Учёные подсадили полученные из клеток кожи стволовые клетки в яички подопытных мышей, и они преобразовались в клетки-сперматозоиды.

Британские исследователи еще в 2009 году заявляли, что им удалось создать искусственную сперму, и это может помочь справиться с проблемой мужского бесплодия. Сперму создали с помощью стволовых клеток. Однако, как видно, проблема остается все еще крайне актуальной.

В КИТАЕ ЕСТЬ СВОЙ БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Озеро Поян в Китае часто называют Бермудским треугольником Востока, уж слишком часто там бесследно пропадают люди и тонут лодки. И, более того, до сих пор не могут определить настоящую причину происходящего.

Этот «Бермудский треугольник» находится в северной части озера Поян в округе Дучан, провинции Цзянси. На северном берегу озера расположен храм Лаои. Поэтому местные жители называют воды вблизи храма - водами Храма Лаои.

В течение 30 лет (с начала 1960 г. до конца 1980 г.) в этих водах затонуло более 200 лодок, в результате чего 1600 человек пропало без вести, а 30 выживших стали психически больными. Среди лодок, исчезнувших в этой области, были и довольно большие - так, одна была водоизмещением 2000 тонн. 3 августа 1985 г. 13 лодок затонули в водах Храма Лаои, что было официально зарегистрировано. Несмотря на многочисленные попытки разыскать эти лодки, ни одна из них не была найдена. Прежде чем отправиться на рыбалку, многие местные рыбаки молятся с возжиганием благовоний или проводят другие церемонии с просьбой о благополучном возвращении. По словам местных жителей, буря может начаться в любой момент и возникают они буквально в мгновение ока. Поэтому важно тщательно следить за озером, чтобы не пропустить даже малейших изменений, как бы далеко они не появились.

16 апреля 1945 г. в водах Храма Лаои затонул японский катер. Ни один из 20 человек, находившихся на борту, не выжил. Японцы направили спасательный отряд подводников. Отряд исчез, вернулся только один человек. Когда с него сняли водолазный костюм, все увидели, что он находится в состоянии оцепенения и испуга. Вскоре этот спасатель сошел с ума. Поиски продолжались несколько месяцев, но не дали никаких результатов. Более того, несколько американских спасателей исчезли.

Еще об одном совершенно невероятном случае рассказал Хань Лисянь - житель округа Дунган. По его словам в 1977 г. в округе были построены три дамбы, одна из которых была около вод Храма Лаои. Однажды ночью плотина длиной 2000 футов, шириной 165 футов и высотой 16 футов над водой бесшумно исчезла под водой.

Весьма примечательным является рассказ репортера из Jiangxi Daily, который вместе с несколькими учеными исследовал воды вблизи Храма Лаои. Когда он стоял в храме, он определил, что ветер дует с юга на север. Но когда он посмотрел на воду, было похоже, что на поверхности воды ветер дул, наоборот, с севера на юг. Таким образом, ветер одновременно дул сразу в двух противоположных направлениях. Кроме того, брызги на озере разносились не по прямой линии, а в форме «V». Странные ветры и странное направление брызг создают серьезные трудности рыбакам при определенном направлении ветра.

Однако, по мнению местных жителей, не странные ветра делают эти воды опасными. Местное население считает, что происходящее может объяснить легенда.

Согласно этой легенде, когда Чжу Юаньчжан - отец-основатель династии Юань - вел войну против Чень Юляна вблизи озера Поян, Чжу потерпел поражение и отступил к берегу озера. Лодок для переправы не было. Вдруг неизвестно откуда появилась гигантская черепаха, которая и помогла Чжу переплыть через озеро. После того, как Чжу стал императором, он сделал черепаху генералом и построил Храм Лаои рядом с озером, в память о том событии. Местные жители считают, что рыбакам создает проблемы дух этой черепахи.

ЛЮДИ ОДНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ СКЛОННЫ К ОДИНАКОВЫМ БОЛЕЗНЯМ

Исследование проводилось американскими учеными из Университета Вашингтона (Сент-Луис, США). Его результаты позволили установить, каким образом тип личности влияет на склонность к развитию одних и тех же болезней у разных людей, и насколько сильна эта связь.

В исследовании добровольно согласились принять участие 6904 граждан Соединенных Штатов Америки, средний возраст которых составлял приблизительно 68 лет. Участников эксперимента попросили пройти психологический тест, в целях определения типа личности каждого. После чего каждая черта была оценена по шкале от 1 до 4. Затем эксперимент был приостановлен на 4 года. По прошествии этого времени ученые связались с испытуемыми, чтобы выяснить, обращались ли они в больницы за это время, и была ли у них диагностирована какая-либо болезнь. Список болезней был составлен специалистами в самом начале эксперимента.

Результаты этого опроса показали, что ответственные, искренние, добрые экстраверты намного меньше были подвержены таким недугам, как артрит, инсульт и диабет. Привередливые, капризные, злые и придирчивые неврастеники, наоборот, страдали от этих болезней значительно чаще. Ученые утверждают, что это может быть вызвано тем, что испытуемые первого типа, вероятнее всего, хорошо и правильно питаются, уделяют внимание своей физической форме и занятиям спортом, а также намного меньше страдают от стресса. Чтобы всегда быть в хорошем настроении и не испытывать стресс надо купить билеты в цирк. Тогда как люди второго типа личности намного чаще испытывают тревогу, беспокойство и перепады настроения. В результате этого, их организм выделяет значительно большее количество кортизола (гомона стресса), который может оказать губительное действие на работу иммунной системы, головного мозга и других органов.

По словам исследователей, в ходе этого эксперимента был обнаружен интересный факт: повышение уровня добросовестности всего лишь на одну единицу по 4-балльной шкале снижает риск возникновения инсульта на 37%, гипертонии - на 27%, артрита - на 23% и сахарного диабета - на 20%. Такие показатели могут объясняться тем, что ответственные люди старательнее следят за своим здоровьем и следуют рекомендациям врачей. Увеличение на одну единицу уровня открытости понижало риск появления инсульта на 31%, заболеваний сердца - на 17%, гипертонии - на 29%, артрита - на 21%.

Такие результаты ученые объясняют тем, что искренность и открытость помогает людям легче справляться со стрессом и общаться с врачами. Экстраверсия же, увеличившись на одну единицу, помогала снизить вероятность гипертонического криза на 26%. Что касается уровня нервозности, то его увеличение на один балл по шкале повлекло за собой повышение риска развития гипертонии на 37%, болезней легких - на 29%, артрита - на 25%, болезней сердца - на 24%. Также примечательно, что риск развития рака оказался никоим образом не связанным с личностными типажами.

НА МАРСЕ НАШЛИ БЛАСТЕР

Изучая снимки марсохода Curiosity, ученые обнаружили на них признаки жизни. Как сообщает сайт «Южный Федеральный», эксперты разглядели на фото фигуру женщины и инопланетное оружие. Объектив запечатлел святящуюся даму в белом платье, которая парит над землей. Кроме того марсоход обнаружил и другие интересные предметы. Один из них напоминал земной пистолет.

Пользователи в Интернете уже начали активное обсуждение находок ученых. По их предположениям, женщина вооружена «бластером», который использовали во время сражений на Красной планете. Отметим, что ученые давно пытаются доказать существование жизни на Марсе. Первые изучения Красной планеты начались еще 3,5 тыс. лет назад. На сегодняшний день доказательства активности на планете появляются с завидной регулярностью. Уфологи уже опознали несколько скульптур, найденных на Марсе. Исследования продолжаются.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА СТАРЕЕТ НЕ С 50, А С 39 ЛЕТ

По мнению ученых, человеческий организм стареет не с 50 лет, как считалось ранее, а с 39. Все дело в том, что именно в этом возрасте тормозится выработка миелина, отвечающего за благосостояние нервных клеток. С изменениями в миелиновых оболочках нервных волокон и связано старение организма.

Ученые исследовали несколько сотен людей, в результате чего было выяснено, что с 39 лет у человека начинаются проблемы с памятью, опорно-двигательной системой, ухудшается внимание и возникают сердечно-сосудистые заболевания. Ученые утверждают, что вся проблема в том, что в этом возрасте у людей начинает снижаться психофизическая активность. Организм человека со временем начинает вырабатывать все меньше миелина. К сожалению, избежать подобных проблем невозможно, поскольку такие характеристики как способ жизни, половая принадлежность и даже вес тела оказались никак не связаны с процессом старения.

ОБЪЯСНИЛИ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ПРЕДКАМИ ЧЕЛОВЕКА

Способность человека переваривать этиловый спирт оказалась никак не связанной с возникновением земледелия и потреблением спиртосодержащих напитков - необходимая генная мутация впервые проявилась 10 миллионов лет назад, когда переселившиеся с деревьев на землю человекообразные обезьяны начали подбирать и есть гниющие фрукты. К такому выводу пришли палеогенетики.

Многие ученые видят причину алкоголизма в том, что на генетическом уровне организм человека все еще не приспособился к этиловому спирту, содержащие который напитки известны начиная с неолита (примерно 8 тысяч лет до нашей эры). Однако Мэтью Кэрригэн из Колледжа Санта-Фе (Флорида) и его коллеги изучили, как фермент алкогольдегидрогеназа IV (ADH4) - первый фермент, который обеспечивает переработку этанола в пищеварительной системе - функционировал на протяжении 70 миллионов лет эволюции приматов.

Выяснилось, что ADH4 (все ферменты этого класса катализируют обратимую реакцию окисления первичных спиртов в альдегиды) «заработал» у предков человека благодаря одной-единственной генной мутации, произошедшей около десяти миллионов лет назад.

Ученые утверждают, что хронологически эта мутация совпала с переходом гоминидов к наземному образу жизни. Спустившись с деревьев, эти животные (предки человека, шимпанзе и горилл) смогли поедать гниющие фрукты, валяющиеся на земле. В период нехватки пищевых ресурсов особи, способные переваривать такую еду, получили больше шансов выжить, чем их собратья.

Содержание этилового спирта в перезрелых тропических фруктах - примерно такое же, как и в дозах алкоголя, которые врачи считают полезными для здоровья («умеренные дозы»). Кроме того, это не чистый алкоголь, а часть твердой пищи («закуска»). По мнению авторов статьи, организм человека на эволюционном уровне приспособился именно к такой форме алкоголя, а не к крепким напиткам, получать которые люди научились с развитием цивилизации.

ПУТИН ПРИЗВАЛ БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ЛЮБОМУ РАЗВИТИЮ СИТУАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

Президент Владимир Путин на встрече с членами правительства призвал быть готовыми к любому развитию ситуации в экономике. Минэкономразвития уже готовит стрессовый сценарий, по которому цена барреля нефти упадет до $25.

Президент России Владимир Путин на встрече с членами правительства призвал все ведомства быть готовыми «к любому развитию ситуации» на сырьевых и фондовых рынках.

«Хочу обратить внимание на то, как меняется ситуация на рынках», - сказал Путин. По его словам, это «вопрос чрезвычайно важный» и правительство уже приступило к анализу ситуации. Президент сообщил, что уже обсудил сложившуюся ситуацию с премьером Дмитрием Медведевым.

«Нужно быть готовыми к любому развитию ситуации, иметь сценарий развития российской экономики на любой вариант», - подчеркнул он.

«Будем надеяться, что ситуация будет меняться к лучшему, но, повторяю, надо быть готовыми к любому развитию событий», - сказал Путин, отметив, что «до сих пор членам правительства удалось вести себя в высшей степени профессионально».?

В интервью немецкому изданию Bild, которое было опубликовано в начале недели, Путин прокомментировал падение цен на нефть и высказал мнение, что они помогают оздоравливать российскую экономику. «Все можно купить за нефтедоллары. И когда доход от них высокий, то тогда происходит дестимуляция собственного развития, особенно в высокотехнологичных отраслях», - объяснил президент.

В том же интервью Путин заявил, что у России сохраняется высокий уровень резервов. «Мы считаем, что постепенно будем выходить все?таки на стабилизацию и на подъем экономики», - предположил он.

Ранее о необходимости готовиться к любому развитию ситуации в экономике говорил премьер Дмитрий Медведев. Выступая на Гайдаровском форуме, глава правительства сказал, что в случае дальнейшего падения цен на нефть потребуется пересмотр бюджета. Медведев призвал готовиться к «худшему сценарию», уточнив, что именно так поступают и в других странах.

Источник в финансово-экономическом блоке правительства сообщил, что Минфин рассматривает два варианта «стрессового» бюджета - на уровне $40 и $25 за баррель.

О том, что Путин решил обсудить с правительством ситуацию в экономике, сложившуюся в связи с падением цен на нефть и курса рубля, в среду писал «Коммерсантъ». «Ведомости» сообщили, что первый вице-премьер Игорь Шувалов уже поручил министрам подготовить различные сценарии развития ситуации, которые предусматривают цену нефти марки Urals на уровне $25, $35 и $45 за баррель.

Эту тему развил в интервью «России 24» министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, Минэкономразвития разрабатывает стрессовый сценарий, в соответствии с которым цена барреля нефти упадет до $25. При этом министр указал, что фундаментальных причин для обвала мировых цен на нефть нет, а рынок может в любой момент развернуться вверх.

Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что его ведомство представит предложения по корректировке бюджета на 2016 год, при этом планируемая среднегодовая цена барреля Urals может быть снижена, по его словам, до $40.