Радуга+Задайте свой вопрос

Радуга+клуб знакомств

Радуга+Написать письмо

Радуга+Подписка

В контактеВступайте в группу, оставляйте свои комментарии

Княгиня Ольга

Княгиня ОльгаКнягиня Ольга была первой правившей Русью женщиной. Благодаря своему окончательному обращению к христианству и последующей канонизации, ей уделено большое внимание в русских летописях и в исторической традиции. Даже строгое наказание, которому она подвергла древлян, чтобы отомстить за смерть Игоря, летописец описывал с очевидным обожанием её мудрости и возможностей.

Возмездие за Игоря

Ольга, как принято считать, родилась около 890 года в Пскове, или лучше сказать, в той стороне, где после основался Псков, вероятно, в славянской семье под именем Прекрасная. Впрочем, доктор исторических наук Андрей Петрович Богданов относит её рождение к 925-928 гг. Хотя бы в силу малой достоверности рассказов о первых Рюриковичах и того соображения, что рождение единственного сына Святослава в возрасте эдак пятьдесят лет тоже весьма маловероятно. Ей было суждено стать супругой киевского князя Игоря, который и дал ей новое скандинавское по происхождению имя.

Игорь всю жизнь много воевал и трагически погиб во время сбора полюдья у древлян. Те, сочтя его требования чрезмерными, привязали его, словно волка, за ноги к двум согнутым деревьям, и когда отпустили удерживающие их верёвки, стволы распрямились, и князя разорвало пополам. Сама Ольга была богатой женщиной, и ещё до кончины Игоря владела поместьями с землёй. В летописях упоминается, что город Вышгород близ Киева принадлежал ей; кроме того, она имела деревню Ольжичи в районе Десны и несколько деревень в районах Пскова и Новгорода.

После смерти Игоря Ольга осталась с малолетним, пяти лет от роду, сыном Святославом. Не дожидаясь совершеннолетия сына, она задумала отомстить древлянам за убийство Игоря. Согласно летописи, где трудно отличить правду от вымысла, древляне, пользуясь малолетством Святослава, хотели присвоить себе Киев и поэтому отправили к Ольге послов со словами: "Послали нас древляне сказать, что мы убили твоего мужа за хищность и грабительство, но наши князья добры и великодушны, а земля наша богата. Будь супругою нашего князя Мала".

Ольга дала ласковый ответ: "Мне нравится речь ваша. Уже мне не воскресить супруга. Завтра окажу я вам должную честь; а теперь возвратитесь в лодки свои и велите моим людям нести себя на руках".

Между тем Ольга велела на дворе своего терема выкопать глубокую яму и на другой день позвать послов. Те, исполняя волю Ольги, велели нести себя в лодках. Киевляне подняли древлян и, принесши к Ольгиному терему, бросили их в яму вместе с лодками. Ольга нагнулась к ним и спросила: довольны они честью? Древляне отвечали: "Ох, горше нам Игоревой смерти". Тогда она велела живыми засыпать их землёю.

После этого княгиня объявила древлянам, чтобы они прислали за ней более знатных людей, так как киевляне не отпустят её без пышного посольства. Доверчивые древляне отправили в Киев своих лучших граждан. Ольга, по древнему славянскому обычаю, велела изготовить для них баню и, когда они вошли туда, их заперли и сожгли.

Наконец, Ольга объявила древлянам, что она уже идёт к ним и перед бракосочетанием лишь совершит тризну на могиле мужа. Придя с небольшою дружиной к Коростеню, она на высоком холме, где был погребён Игорь, начала угощать древлян. Когда те перепились, воины Ольги перебили до 5000 древлян.

Всё это происходило в 945 году. На следующий год по весне Ольга собрала многочисленное войско, формально возглавляемое Святославом, совсем ещё малышом, и вторглась в земли древлян. В генеральном сражении удача была на стороне киевлян.

Древляне бежали и заперлись в городах и крепостях. Ольга подступила к Коростеню и целое лето безуспешно его осаждала. Наконец, она прибегла к новой хитрости. Княгиня послала сказать, что уже довольна мщением и требует только дани, - по три голубя и три воробья с дома. Обрадованные древляне немедленно собрали столь смехотворную дань. Получив её, Ольга обещала завтра же отступить от Коростеня и вернуться в Киев. Между тем она раздала голубей и воробьёв воинам и велела завернуть в маленькие тряпочки серу, привязать их к хвостам и крыльям птиц, зажечь огнём, и отпустить их. Птицы, почувствовав свободу, полетели в гнёзда под крыши и в голубятни и произвели пожар. Скоро весь город был объят пламенем. Испуганные древляне выбежали из города и были схвачены воинами Ольги. Захватив много пленных, Ольга наложила на древлян тяжёлую дань и лишь после этого удалилась.

Христианский выбор

Но нещадным мщением Ольга не ограничилась. Её целью стало и предотвращение впредь инцидентов, подобных тому, что повлёк за собой смерть её мужа. Поэтому она отменила обычай полюдья - зимней экспедиции князя по сбору дани. Вместо этого страна была разделена на несколько районов, каждый из которых находился под властью наместника князя или местного органа по сбору дани. Такой местный орган стал известен как погост.

Иными словами, дань, собираемая с автономных племён, была заменена одинаковыми налогами, выплачиваемыми всем населением.

В ходе реализации этой реформы большинство местных князей лишились своей власти, а автономия племён была радикально урезана. Это привело к централизации финансовой администрации, по крайней мере, по отношению к Западной Руси (земля древлян) и Северной Руси (новгородская земля). Киевский край находился в ведении постоянной княжеской администрации ещё до правления Олега.

В то время в Киеве уже было много христиан. Согласно православной традиции, одарённая светлым и проницательным умом Ольга видела непорочную жизнь христиан и понимала, что язычество не могло воспитать таких людей; беседы с учителями христианскими открыли ей небесную чистоту и высоту учения Христова. Она решилась креститься и, чтобы вернее ознакомиться с христианством, в 957 году отправилась в Константинополь.

Там пробыла она около трёх месяцев, и хотя сначала была принята очень холодно и должна была долго простоять на пристани, но потом пользовалась вниманием императора Константина VII Багрянородного, который сам же описал встречи с ней, и наставлениями патриарха Полиевкта, знаменитого по святости жизни и по высокой образованности. Патриарх сам крестил Ольгу, нарёк её Еленой и сказал ей: "Возлюбив свет и отвергнув тьму, благословенна ты между жёнами русскими; благословлять тебя будут сыны русские до последнего рода".

Летописи засвидетельствовали предание, согласно которому, и в Константинополе Ольга не изменила своей обыкновенной находчивости. Так, когда император предложил княгине свою руку, та не отказалась, но просила прежде, чтобы он был её восприемником. Император согласился, но когда обряд крещения был совершён и он повторил своё предложение, Ольга напомнила ему, что по закону христианскому, восприемник не может вступить в брак со своей крестницей. "Ольга, ты меня перехитрила", - воскликнул удивлённый император и наградил её богатыми дарами.

Почему не крестилась нация?

Хотя обращение Ольги в христианство должно было укрепить христианскую партию Киевской Руси, за ним не последовало обращения всего народа. Даже рассказы о христианстве сыну Святославу были бесполезны - тот отказывался слушать, и вокруг подростка сплачивалась языческая партия. Как и в некоторых других случаях обращения славян в христианство, например, в Болгарии, оппозиция перемене вероисповедания была отчасти политической.

Учитывая тесную связь между Церковью и государством в Византии, учёные полагают, что как только иной народ подвергался обращению, византийский император настаивал на признании новообращёнными не только власти константинопольского патриарха как главы их Церкви, но также и властных полномочий императора как их политического сюзерена.

Для предотвращения подчинения императору, каждая славянская нация старалась ограничивать также власть патриарха. Поэтому славянские лидеры в каждом случае пытались организовать свою Церковь как автокефальный институт. В качестве предварительного шага они настаивали на её существовании как национальной единицы - диоцеза патриарха Константинополя, возглавляемого митрополитом или архиепископом.

Когда такое требование было отвергнуто, болгары временно изменили свою приверженность константинопольскому патриарху в пользу Римского Папы. В конце концов, болгарская Церковь получила статус автокефальной от патриарха.

В случае Ольги языческая партия на Руси не могла предотвратить её личное обращение, но, по мнению Георгия Владимировича Вернадского, со всей очевидностью находилась в оппозиции к обращению народа до той поры, пока русской Церкви не будет гарантирована некоторая автономия.

С целью ходатайствовать об автономии Ольга, вероятно, и приехала в Константинополь в 957 году. Крещена же она была двумя годами ранее в Киеве. Её византийская миссия, похоже, не принесла желаемого результата, поэтому она повторила политику болгарских властей, обратившись к Западу - в её случае к императору Священной Римской империи Оттону I.

Согласно западным хроникам, её посланцы прибыли к императору Оттону в 959 году и просили о направлении в Россию епископа и священников. Годом позже некой монах Сент-Альбанского монастыря был рукоположен в епископы Руси, но до неё так никогда и не добрался, поскольку заболел и умер в марте 961 года. Монах монастыря Святого Максимина в Триере Адальберт был вслед за этим посвящён и действительно отправился в Киев, но не был принят и вернулся в Триер в 962 году. Михаил Дмитриевич Приселков полагает, что его провал должен был быть результатом непонимания между Ольгой и Оттоном. Ольга потребовала, чтобы киевская Церковь была организована как автономный диоцез под руководством архиепископа или митрополита. Оттон послал ей лишь епископа с ограниченными полномочиями; Церковь должна была быть организована как простая епархия под полным контролем германского духовенства, что для русских представлялось неприемлемым.

Равноапостольная святая

Княгиня Ольга прославилась и тем, что положила начало каменному градостроительству на Руси. Первыми каменными зданиями Киева стали её городской дворец и загородный терем.

Она успела посеять первые семена христианской веры в юном внуке Владимире и его братьях. Пользуясь частым отсутствием своего войнолюбивого сына, она посетила свою родину. Там, обозревая местность нынешнего Пскова и стоя на берегу реки Великой, где тогда был густой лес и многие дубравы, она увидела три светоносных луча, как бы падающие с неба на крутое возвышение противоположного берега.

Равноапостольная княгиня водрузила крест на этом месте, и предрекла, что здесь будет храм Святой Троицы и воздвигнется великий и славный город.

Княгиня Ольга скончалась в июле 969 года. Она завещала не совершать над ней языческой тризны и не насыпать кургана, а послала деньги на поминовение патриарху, и духовник её совершил над ней погребальное пение. Церковь называет святую Ольгу "денницей спасения земли Русской, равноапостольною и единоревнительницею апостолам", а преподобный Нестор говорит о ней: "Она предрекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми неверными".

Её тело долгое время не было подвержено тлению, и в 1007 году её внук Владимир Красное Солнышко перенёс мощи княгини Ольги в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве.

Виктор БУМАГИН

cnНА ГЛАВНУЮcnК СПИСКУ cnВ НАЧАЛО

Рейтинг@Mail.ruЯндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru