Метеориты - гости из глубин Вселенной

О благодарности и наоборотЧто это было?

Солнечным утром 30 июня 1908 года произошло событие, которое и по сей день остается загадкой для ученых, а значит, поводом для множества гипотез самой разной направленности. В тот День на огромном и почти безлюдном пространстве от Енисея до Лены местное население, представленное в основном эвенками, или, по-другому тунгусами, занималось своими повседневными делами: кто-то ловил рыбу, кто-то охотился, а кто-то занимался домашними делами.

И вдруг где-то в глубине небес послышалось непонятное шипение и свист. Когда люди подняли головы, то увидели огромный светящийся объект, который на огромной скорости пересекал небосвод. Затем последовала ослепительная вспышка, и вслед за ней раздалось несколько громоподобных звуков.

Мощность взрыва была настолько сильной, что от дрожания земли за сотни километров вылетали оконные стекла, валились с ног лошади и коровы.

Первое, что пришло на ум перепуганным людям, - наступил конец света. А что еще могли подумать безграмотные люди?

Но поскольку происшествие в сибирской тайге обошлось без жертв, о невероятном событии вскоре почти забыли.

И только спустя почти два десятилетия, в 1927 году, советский ученый Леонид Кулик к северу от таежной реки Подкаменная Тунгуска обнаружил следы гигантской катастрофы. Об этом свидетельствовало огромное количество обожженных, вырванных с корнями, переломанных, словно спички, деревьев. Чуть позже было подсчитано, что всего взрывом было повреждено порядка 80 миллионов деревьев на площади более 2000 квадратных километров.

Почти все деревья в районе гигантской катастрофы лежали верхушками от центра и почти строго радиально. Первые выводы, которые последовали после изучения обожженных деревьев, свидетельствовали о гигантской по мощности вспышке, которая произошла в этом районе. Впоследствии было установлено, что сила взрыва была эквивалентна 10-50 мегатоннам, что соответствует энергии мощной водородной бомбы, или 2000 атомных бомб, взорванных над Хиросимой.

И сразу же после первых исследований была выдвинута гипотеза, что причиной происшедшего стало падение на сибирскую землю многотонного метеорита.

Однако после всестороннего изучения этой гипотезы ученые нашли в ней немало труднообъяснимых моментов. Ведь в случае падения метеорита на земле должны были бы по крайней мере остаться кратер и осколки небесного тела. Но при тщательном и многократном обследовании места катастрофы соответствующих следов найти не удалось. А это значило, что метеоритная гипотеза потерпела фиаско.

Впрочем, группа итальянских геологов в самом начале нынешнего столетия попыталась в старую гипотезу вдохнуть новую жизнь. Ученые предположили, что кратером Тунгусского метеорита может быть озеро Чеко на реке Кимчу, которое находится всего в 8 километрах на северо-запад от общеизвестного эпицентра взрыва. Дело в том, что это озеро имеет глубину до 50 метров и коническую форму дна. А такую морфологию, отличную от других сибирских озер, по мнению исследователей, невозможно объяснить обычными процессами эрозии и отложения.

После метеоритной гипотезы появилось предположение, что скорее всего это был не метеорит, а комета, то есть согласно современным взглядам, смесь льда и космической пыли. В соответствии с этой гипотезой, разогревшись от трения о воздух до гигантских температур, комета земли не достигла, а взорвалась на высоте около 10 километров. Поэтому отсутствует и кратер, и какие-либо фрагменты космического тела: они попросту растаяли. А поваленные деревья - результат воздействия мощнейшей ударной волны от воздушного взрыва.

Вроде бы вполне аргументированная гипотеза. Правда, сторонники этой гипотезы никак не могли объяснить один парадокс: как ледяная глыба, пролетев сотни километров в плотных слоях атмосферы, осталась целой. Ведь от перегрева она должна была разрушиться еще в самом начале своего движения к Земле.

Кроме того, лед в кометах не чистый, а с вкраплениями различных химических элементов. А значит, если бы в сибирском небе взорвалась комета, то на поверхности земли обязательно присутствовало бы в немалом количестве внеземное вещество. Но его в эпицентре взрыва не обнаружили.

Даже точное направление, откуда появилось космическое тело, никто из более чем 700 очевидцев точно указать не мог. Одни называли восточную сторону, другие - западную, третьи - южную и т.д. То есть показания отличались противоречивостью и неопределенностью.

По-разному очевидцы описывали и форму космического объекта: одним он показался "горящим бревном", другим - "раскаленным шаром размером как Солнце". Некоторые сравнивали его со "снопом", а кое-кто - с "хвостатой звездой".

Называя время появления космического тела, свидетели тоже путались. Так, одни видели светящийся объект ранним утром, другие - вечером, а третьи слышали странный грохот в полдень.

И еще одна загадка. Оказывается, еще за 3 месяца до взрыва во многих районах земного шара, расположенных от Тунгуски на значительных расстояниях, отмечались многочисленные атмосферные аномалии, причем в день катастрофы они проявились особенно ярко.

Так, на площади примерно в 12-13 миллионов квадратных километров было замечено аномальное свечение. А в южных районах, в частности в Италии, в этот день вообще не наступила ночь. В Германии около полуночи яркость неба примерно в 8000 раз превышала обычную. Безусловно, даже гигантский метеорит такое свечение атмосферы вызвать не смог бы.

Появилась даже гипотеза, с помощью которой пытались объяснить атмосферные аномалии кометным веществом, вторгшимся в земную атмосферу. Но и это предположение не нашло широкой поддержки. Ведь если бы на Землю опустился гигантский хвост кометы, то свечение появилось бы над всем земным шаром, а не в относительно узкой полосе. И продолжалось бы оно значительно дольше.

Прошла пробу, но не была принята и гипотеза, согласно которой тунгусское событие вызвал взрыв облака метана, выделившегося в Результате вулканической активности.

Имеются и совсем экзотические версии: ядерный взрыв, столкновение с Землей миниатюрной черной дыры, авария инопланетного космического аппарата и т.д.

Итак, вопрос: что же случилось в 1908 году над Тунгуской, остается пока без ответа...

Вабар - жертва метеорита

Легенда о том, что в давние времена за грехи Бог уничтожил город Вабар, среди бедуинов Саудовской Аравии передавалась из поколения в поколение. Ее они рассказывали купцам и путешественникам, но те, выслушав любопытную легенду, тут же о ней забывали.

И только в 1932 году на нее обратил внимание известный арабист Гарри Сент-Джон Филби, отец знаменитого советского разведчика Кима Филби. Тайна гибели города на столько заинтересовала исследователя, что он даже организовал в бескрайнюю пустыню, где не редкостью была температура в 60 градусов выше нуля, экспедицию.

Но вместо города исследователи обнаружили лишь кольцевидные ряды холмов, а также странные черные "жемчужины" и искореженные металлические "статуэтки". После недолгих размышлений Гарри Филби понял, что перед ним - расплавленные осколки от взрыва гигантского космического тела, скорее всего метеорита.

Новая экспедиция к легендарному городу была предпринята лишь спустя 92 года. Организовал ее знаменитый американский астрогеолог Юджин Шумейкер - первооткрыватель знаменитой кометы Шумейкера-Леви, которая, разделившись на девять частей, врезалась прямо в атмосферу Юпитера.

Дело в том, что ученый постоянно предупреждал общественность и научный мир о той огромной опасности, которая исходит для Земли от комет и астероидов. Но большая часть астрономов к этим заявлениям коллеги отнеслась скептически, полагая, что вероятность столкновения астероида с нашей планетой ничтожна. И Юджин Шумейкер, чтобы найти доказательства своей правоты, отправился в Саудовскую Аравию к занесенному песками городу Вабару.

И вот в 1994 году Шумейкер со своим коллегой Джеффри Винном приступили к поиску причин, приведших к гибели города Вабара. Для начала ученые составили максимально подробную карту всего района, прилегающего к городу. В ходе этой работы они установили, что три больших кратера, один из которых когда-то измерил Филби, полностью занесены песком.

Основываясь на этих фактах, исследователи пришли к выводу, что метеорит приземлился в пустыне всего лишь 135 лет назад. В противном случае кратеры уже перед экспедицией Филби были бы погребены под толщей песка.

Согласно расчетам Шумейкера, мощность взрыва, который произошел после удара метеорита о землю, приблизительно равнялся мощности атомной бомбы, взорванной над Хиросимой, а его возможный вес - нескольким тоннам.

Впоследствии в статье, опубликованной в журнале "Scientific American", Шумейкер и Винн писали: "Собранные данные дают нам представление о том, насколько часто происходят подобные события. Метеориты, подобные тому, что разрушил Вабар, падают на Землю каждое десятилетие". И предположив, что большинство подобных метеоритов исчезает в глубинах земных океанов, они приходят к выводу, что "это только вопрос времени, когда очередной метеорит обрушится на город, подобно хиросимской атомной бомбе".

Эта публикация вызвала немалый переполох в научном мире, поскольку поколебала уверенность астрономического сообщества в том, что беда, связанная с падением гигантских метеоритов, Землю минует.

Еще один американский ученый-геолог - Уолтер Альварез - своими исследованиями также подтвердил теорию Шумейкера о постоянных бомбардировках Земли космическими объектами.

После долгих размышлений и анализа имевшихся в его распоряжении фактов Шумейкер пришел к выводу, что население Земли практически беззащитно перед возможными угрозами из космоса. Если кометы и астероиды заранее обнаружить в космическом пространстве и спрогнозировать их орбиты, то более мелкие метеориты можно засечь лишь тогда, когда они вплотную приблизятся к Земле. И хотя такое столкновение не может вызвать гибель всего человечества, но для тех, кому на головы свалится гигантский кусок железа или огромный камень, это будет слабым утешением.