Йети почти наверняка до сих пор водятся в Гималаях

О благодарности и наоборот

Наука йети не отвергает

Масштабную экспедицию в Гималаи - ловить йети или "снежного человека", как его иначе называют - готовит ТВ-компания. Такое решение ее руководители приняли, уверовав в слова профессора Брайана Сайкса, специалиста по генетике человека из Оксфорда, который заявил, что они - эти самые йети - все еще бродят в Гималаях. И кого-нибудь из них вполне возможно там отыскать.

Профессор Сайкс, который недавно покупал профнастил цены, стал широко известен в прошлом году после того, как провел генетический анализ волос йети. И обнародовал результаты своего исследования в серьезных научных журналах. Такое случилось впервые за несколько десятков лет.

- Среди энтузиастов поиска "снежных людей" бытует мнение, что наука их отвергает, - говорит Сайкс. - Наука ничего не отвергает с порога и не принимает на веру. Она обязана изучить имеющиеся материальные свидетельства. Что я и сделал.

Профессор использовал метод, который ныне активно применяют в криминалистике для поиска преступников по ДНК. Сравнивают генетический материал "подозреваемого" с образцами, которые уже точно идентифицированы.

В распоряжении Сайкса были образцы волос 30 "подозреваемых". Ученый определил последовательность их ДНК. И сравнил с геномами, собранными в обширной базе данных генетической информации - GenBank database.

28 образцов продемонстрировали генетическое сходство с известными и ныне здравствующими видами животных - козлами, яками, медведями, коровами, лошадьми. Но два образца оказались из ряда вон выходящими.

Ну, ничего себе родственнички?

Профессор выявил 100-процентное совпадение в ДНК волос, привезенных из района Ладах в западных Гималаях и из Бутана, с генетическим материалом, извлеченным из челюсти доисторического полярного медведя.

Сенсация в том, что такие медведи давным давно вымерли. Они водились более 40 тысяч лет назад вместе с мамонтами и шерстистыми носорогами. Считается, что полярные медведи были общими предками нынешних белых и бурых медведей, которые потом выделились в отдельные виды, сохранив генетическое подобие. Конкретно та челюсть, с образцами ДНК которой профессор сравнивал ДНК волос йети, была обнаружена на Шпицбергене.

Волосы из подходящих мест

Волосы из Гималаев - золотисто-коричневые. Якобы были найдены на границе Тибета и Индии. Охотник, их подобравший, уверял, что существо, которому волосы принадлежали, было очень агрессивным, но на медведя - хорошо знакомого зверя - совсем не походило.

"Бутанские" волосы якобы были подобраны 10 лет назад в полутора тысячах километрах от Ладаха в бамбуковом гнезде йети.

Волосы, кстати, - из самых подходящих для них мест. Ведь Гималаи считаются чуть ли не родиной "снежных людей". По крайней мере из легенд, пришедших из высокогорья Непала и Бутана, образованное мировое сообщество впервые узнало об этих огромных волосатых человекоподобных существах. В 1830 году легенды распространил британский исследователь Б.Г. Ходжсон, опубликовав в журнале азиатского общества Бенгалии свой рассказ о двуногом гиганте, покрытом темной шерстью. Он уверял, что лично его видел.

В 1951 году знаменитый скалолаз Эрик Шиптон впервые сфотографировал след йети, обнаруженный им в Гималаях. Опубликовал снимок. Чем дал старт мировой йети-мании. В 1953 году ее поддержали легендарные альпинисты Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг Норгей, которые первыми взобрались на Эверест. Сообщили, что им тоже во время восхождения попадались огромные человеческие следы. Хотя два года Хиллари не верил в йети.

Рейнхольд Месснер, первым покоривший Эверест без кислородной маски, рассказывал, что увидел "снежного человека" в 1986 году. Правда, на Тибете. Встреча так изумила альпиниста, что он стал пытливым исследователем-криптозоологом.

Что за "Чемо"?

По словам Сайкса, результат, полученный им, шокирующий и совершенно неожиданный. Полный сюрприз. Не могут же давно вымершие полярные медведи разгуливать по Гималаям?!

Пока же наиболее разумным выглядит такое предположение: йети - это гибрид белого и бурого медведя, которые когда-то снова скрестились после того как разошлись в глубокой древности. А они действительно могут скрещиваться. То есть, существо, чьи волосы исследовал профессор, это продукт инволюции - обратной эволюции.

По альтернативной версии, йети - это доживший до нашего времени древний полярный медведь, который давно переселился в Гималаи. И не вымер, а каким-то загадочным эволюционировал в разумную сторону. Стал человекоподобным.

В пользу медвежьей версии свидетельствует то, что в Гималаях местные жители часто называют йети "человеком-медведем" или "Ме-те". На Тибете - то же самое.

Месснер, увлекшийся криптозоологией, рассказывал, что в одном из высокогорных тибетских монастырей видел 300-летнюю рукопись. В ней - изображение волосатого существа, стоящего на двух ногах. Вылитый йети. Из текста следовало, что это "Чемо" - разновидность медведя, живущего в негостеприимных горных местах.

Медведь или не медведь?

- "Снежный человек", конечно же, никакой не медведь, - считает известный криптозоолог Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, директор Международного центра гоминологии. - Но с анализами профессор не ошибся. По моим данным, исследованные им волосы, и в самом деле были из шкуры медведя. Ее ошибочно принимают за шкуру йети. Хотя эта шкура сама по себе весьма загадочна - неизвестно как и откуда она появилась в Гималаях. Таких медведей, которым она могла бы принадлежать, там никто не добывал. Хотя о встречах иной раз рассказывают. Легенды сродни тем, что про йети.

Йети - дети инопланетян?

Пусть гималайские йети это своего рода медведи. Но кто тогда североамериканские - сасквачи, бигфуты? Так называют "снежных людей" в США и Канаде, где встречи с ними происходят регулярно. Да и наши кто? Например, архангельские? Или кузбасские, поисками которых увлечен боксер и депутат Николай Валуев? Тоже косолапые? Топтыгины?

Есть ведь и другой анализ - не от Сайкса. Альтернативное генетическое исследование провела группа ученых под руководством доктора Мельбы Кетчам - главы лаборатории ДНК-диагностики штата Техас.

Генетики доктора Мельбы работали пять лет. За это время проанализировали 109 биологических образцов, собранных на территории США и Канады. Среди них - не только волосы, но и следы крови "снежных людей", отпечатки пальцев, слюна и даже кусок плоти с кожей.

В итоге, исследователи получили три полных генома сасквача. А они продемонстрировали, что по крайней мере у американских "снежных людей" нет родственников по медвежьей линии. Они - люди, но гибридного вида. Возникли в результате скрещивания человека современного и некого неизвестного науке существа, близкого к приматам.

Согласно митохондриальным ДНК образцов, гибридизация произошла не раньше, чем 15000 лет назад. Место появления первых "снежных людей" - Европа, конкретно - Центрально-Восточная или Восточная.

- Я не исключаю предположение, которые покажется совсем уж фантастическим, - говорит Игорь Бурцев, знакомый с результатами экспертизы.- В гибридизации могли участвовать инопланетяне, посетившие Землю. Очень уж необычная ДНК обнаружена в исследованных в США образцах.