АСТЕРОИДЫ - НЕБЕСНЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

АСТЕРОИДЫ - НЕБЕСНЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"Боги" приближаются к Земле

Схематическое изображение орбит астероидов показывает, что они представляют собой хаотическое переплетение эллипсов.

Но тем не менее в этом хаосе все же была обнаружена любопытная закономерность: отсутствие астероидов с полуосями орбит, равными 3,3; 2,1 а.е. и т.д. Эти пробелы в астероидных орбитах по имени обнаружившего этот эффект американского ученого были названы люками Кирквуда.

Как было установлено, в этих местах периоды обращения астероидов соизмеримы с периодом самой большой и массивной планеты - Юпитера. В результате за счет гравитационных сил планеты-гиганта возникает резонанс, приводящий к слабому, но многократному раскачиванию орбиты астероида. И в конце концов под воздействием этих сил астероид покидает эту область пространства.

Впрочем, рядовых жителей Земли все пертурбации в космическом пространстве особо не интересуют. Их больше волнуют те небесные тела, орбиты которых находятся на небольшом удалении от нашей планеты.

В этой связи выделили три группы сближающихся с Землей астероидов. Они названы именами богов: греческих - 1221 Амур и 1862 Аполлон и египетского бога солнечного диска - 2962 Атон.

В группу Амура входят астероиды, орбиты которых в перигелии почти касаются орбиты Земли.

Представители семейства Аполлона пересекают земную орбиту с внешней стороны, их перигелийное расстояние меньше 1 а.е.

А вот у членов команды египетского бога Атона орбиты с большой полуосью меньше земной, и поэтому они пересекают земную орбиту изнутри.

Естественно, встреча Земли с представителями этих семейств вполне вероятна. Что же касается прохождений этих астероидов рядом с нашей планетой, то они случаются нередко.

Так, астероид Амур в тот момент, когда его открыли, находился в 16,5 миллиона километров от Земли, 2101 Адонис приблизился на 1,5 миллиона километров, а 2340 Хатхор - всего на 1,2 миллиона. 8 декабря 1992 года астероид 4179 Таутатис находился от Земли на расстоянии 3,6 миллиона километров...

В целом же в околоземном пространстве, по расчетам астрономов, перемещается более 100 000 астероидов. Причем один из представителей этой огромной команды малых планет может столкнуться с Землей. К тому же, как считают ученые, в ближайшее время. Это Апофис - астероид, который носит имя древнеегипетского бога мрака и разрушения.

По расчетам ученых, это случится в пятницу, 13 апреля 2029 года. Этот день может принести нашей планете трудно прогнозируемые бедствия.

В 4 часа 36 минут по Гринвичу астероид Апофис массой 50 миллионов тонн и диаметром 320 метров со скоростью 45 000 километров в час ворвется в околоземное пространство. Эта гигантская глыба будет нести в себе энергию 65 000 хиросимских бомб, которой вполне хватит, чтобы стереть с лица Земли небольшую страну или поднять волны в несколько сотен метров высотой.

И все же большинство ученых придерживаются мнения, что огромная каменная "скала" пощадит Землю и пролетит от нее на расстоянии 30-33 тысячи километров. Это намного меньше, чем диаметры орбит многих геостационарных спутников связи.

После наступления сумерек население Европы, Африки и Западной Азии в течение нескольких часов сможет наблюдать небесное тело, похожее на звездочку средней величины. В это время она будет пересекать область небосклона, где находится созвездие Рака.

А потом эта грозная сила исчезнет в черных космических проборах.

Удивительная Веста

Наверное, для астрономов самым любопытным астероидом является Веста. Как нам известно, открыт он был 29 марта 1807 года немецким астрономом Генрихом Ольберсом - автором гипотезы о мифической планете Фаэтон.

Находится это небесное тело в главном астероидном поясе, и является третьей по размерам и второй по массе малой планетой. Кроме того, Веста - это еще и самый яркий объект среди представителей своего класса и единственный, который можно увидеть невооруженным глазом. Это возможно еще и потому, что Веста изредка приближается к Земле на расстояние "всего лишь" 177 миллионов километров, что по космическим масштабам совсем немного.

Не менее интересной и в то же время загадочной особенностью этого астероида является огромный кратер, который по своим размерам мало отличается от самого небесного тела. Действительно, если сама Веста в поперечнике имеет около 576 километров, то диаметр ее кратера равен... 460 километрам.

Этот кратер расположен на южном полюсе, занимая почти всю его поверхность. Его края возвышаются над окружающим рельефом на 4-12 километров, а дно лежит примерно на 13-километровой глубине. В центре же кратера высится 18-километровая гора. Исследователи космоса до сих пор не могут объяснить, какое чудо помогло Весте перенести столь чудовищную катастрофу.

Более того, кроме этой гигантской "лакуны" поверхность Весты изуродована и другими кратерами. Причем их размеры тоже не маленькие: до 150 километров в поперечнике и до 7 километров в глубину. Все это указывает на то, что Весте пришлось пережить немало серьезных катаклизмов.

Возможно, что именно они и превратили астероид в асимметричное тело со следующими параметрами: 458x560x578 километров. Если бы по форме Веста была похожей на сферу, то ее скорее всего отнесли бы к планетам.

Раны Земли от посланцев неба

Каждый день из космического пространства на поверхность Земли сбрасывается около 100 тонн межпланетного вещества. Но такие космические "подарки", которые оставили бы о себе долгую память, на нашу планету попадают довольно редко. Впрочем, это даже хорошо, потому что такие сюрпризы чаще всего оборачиваются для Земли серьезными катастрофами.

Обычно на Землю падают два типа больших небесных тел: астероиды и метеороиды, или метеоритные тела, являющиеся либо осколками астероидов, либо фрагментами, которые образовались при испарении комет. Если метеороиды попадают в атмосферу Земли, их называют метеорами, а если они падают на земную поверхность, то получают название метеоритов. Падали на Землю и кометы.

Сейчас на поверхности Земли зафиксировано 160 кратеров, которые появились в результате столкновения с космическими телами. Здесь мы расскажем о пяти самых примечательных.

Кратер бухты Чесапик (Мэриленд, США) с окружностью около 85 километров, появился 35 миллионов лет назад в результате падения метеорита диаметром 2-3 километра.

Этот кратер - самый крупный в США. При падении небесное тело раздробило основание скалы и ушло на 2-километровую глубину. Впоследствии на этом месте появился резервуар соленой воды, который по сей день оказывает влияние на распределение подземных водных потоков.

Чуть раньше, 37,5 миллиона лет назад, в теперешней Сибири появился кратер Попигай. Его окружность 100 километров. Образовался он после падения астероида диаметром около 5 километров. Кратер усыпан промышленными алмазами, возникшими в результате воздействия на графит колоссального давления в момент столкновения астероида с земной поверхностью. Ученые предполагают, что астероид, породивший этот кратер, и Чесапикский метеорит являются осколками одного и того же более крупного астероида.

65 миллионов лет назад астероид диаметром 10 километров врезался в Землю в Чикксулюбском бассейне (Юкатан, Мексика).

В результате этого столкновения появился кратер окружностью 175 километров. Взрыв этого астероида был настолько сильным, что вызвал не только грандиозные цунами и землетрясения силой 10 баллов. Ученые считают, что он также стал причиной вымирания динозавров, а также 75% всех других видов животных, населявших в ту пору нашу планету.

В Канаде, штат Онтарио, находится кратер Садбери окружностью 248 километров. Появился он 1,85 миллиарда лет назад в результате падения кометы диаметром около 10 километров. Благодаря теплу, которое выделилось при взрыве, а также запасам воды, имевшимся в комете, на дне кратера возникла система горячих источников. Специалисты не исключают, что в них могла существовать примитивная жизнь. Кстати, по периметру Садбери открыты крупнейшие в мире залежи никелевой и медной руды.

Купол Вредефорт (Южная Африка), окружность которого 378 километров, возник 2 миллиарда лет назад от падения метеорита диаметром 10 километров. Это - самый древний и (на момент катастрофы) самый крупный из подобных кратеров на Земле. Он возник в результате самого массированного выделения энергий за всю историю нашей планеты. Не исключено, что именно это событие в значительной степени повлияло на эволюционное развитие одноклеточных организмов.