Великий поход Китая

Великий поход КитаяНа протяжении последних лет Китайская Народная Республика превратилась в одну из ведущих космических держав, своими достижениями приблизившись к признанным лидерам освоения космоса - России и США. Именно Китай считается родиной ракетной техники. Первые сведения о боевом применении китайцами пороховых ракет относятся к 960 г., а уже в 1232 г. в Китае были созданы ракетные установки для залпового огня и ракеты с дальностью полёта до 9 км.

Приблизительно 1500-м годом датируется знаменитая легенда о попытке китайского мандарина Ван Гу отправиться в космос. Для этого он закрепили на своём троне 47 пороховых ракет, и 47 его слуг одновременно поднесли факелы к их запалам. Как гласит легенда, вслед за этим произошёл мощный взрыв. Когда дым рассеялся, очевидцы не обнаружили на "стартовой площадке" ни Ван Гу, ни его "аппарата", ни слуг. Затем был период застоя.

Вновь к работам по ракетной технике в Китае вернулись только в 1956 г. В то время СССР и КНР связывали тесные дружеские отношения, и Советским Союзом были переданы Китаю некоторые образцы ракетной техники ( в том числе и баллистические ракеты средней дальности Р-2), а также документация к ним. Многие китайские ракетчики прошли курс обучения азам ракетостроения у советских специалистов. В 1960 г. состоялся успешный запуск первой китайской баллистической ракеты DF-1, представлявшей собой практически точную копию ракеты Р-2.

Разработку ракетной техники в Китае возглавил Цянь Сюэсень. Он долгие годы проживал в США, участвовал в создании американских межконтинентальных баллистических ракет, но во времена "охоты на ведьм" его отстранили от работы, и он был вынужден вернуться на родину. Осложнение отношений с СССР в начале 1960-х годов ускорило самостоятельные работы, проводившиеся Китаем в области в области ракетной техники. С 1968 г. в КНР был создан исследовательский институт космической медицины и инженерии, заработали программы подготовки тайконавтов. 24 апреля 19 70 г. был запущен 1-й китайский искусственный спутник Земли "Алеет Восток - 1". В начале 90-х годов Китай вышел на мировой космический рынок, предложив всем заинтересованным странам и организациям услуги по запуску спутников, а также по их разработке и изготовлению.

К концу прошлого века возобновилось сотрудничество Китая и России в ракетной и космической сферах. Китайские специалисты начали приезжать в российские научно-инженерные центры и учиться тому, в чём ещё не были сильны. Китайские компании закупили в РФ спускаемый аппарат российского корабля "Союз", стыковочный узел, гамма-лучевой высотомер, скафандр, систему жизнеобеспечения и ряд других агрегатов. Несмотря на то, что документация при этом не поставлялась (или поставлялась в сильно сокращённом виде), китайцы смогли использовать закупленную технику для создания соответствующих аналогов. Это стало лишь первым шагом по пути создания национального космического корабля "Шеньчжоу" ("Небесная ладья").

Вскоре китайские специалисты смогли разработать на основе этих аналогов собственные технические средства, часто превосходящие прототипы, преобретённые в России. Например, китайские корабли имеют в своём составе орбитальный отсек, способный после завершения пилотируемой миссии шести месяцев находится в автономном космическом полёте, выполняя программы научных и технических экспериментов.

15 октября 2003 г. 1-й тайконавт Ян Ливэй совершил орбитальный полёт на космическом корабле "Шэньчжоу-5". Он стал национальным героем, совершив 14 витков вокруг Земли т пробыв на орбите 21 час 22 минуты. В 2005 году Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн осуществили 5-дневный космический полёт на "Шэньчжоу-6". 27 сентября 2008 г. во время полёта корабля "Шэньчжоу-7" Чжай Чжиган впервые вышел в открытый космос. Покинув корабль, с флагом КНР в руке, он находился за бортом 25 минут. Облачён он был в скафандр "Фэйтянь", разработанный в КНР. Страховал его Лю Бомин, одетый в российский скафандр "Орлан М" и находившийся внутри разгерметизированного грузового отсека корабля.

29 сентября 2011 г. был запущен лабораторный модуль "Тяньгун-1" ("Небесный дворец"). У него один стыковочный узел. Модуль рассчитан на работу трёх человек в течение 20 суток. Плановый срок функционирования на орбите - 2 года. Орбитальный модуль "Тяньгун-1" создан на базе корабля "Шеньчжоу". Состоит из двух секций разного диаметра. Масса модуля - около 8,5 тонн. Длина - 10,4 м, максимальный диаметр - 3,35 м. Жизненное пространство - 15 кубометров. Передняя часть - лабораторный отсек, сзади - служебный (приборно-агрегатный) - диаметром 2,35 м (как у аналогичных секций кораблей "Шэньчжоу", но короче). На служебном отсеке установлены две панели солнечных батарей общей мощностью 7 квт. Модуль способен обеспечивать жизнедеятельность трёх человек в течение 20 суток.

Планируются орбитальные станции серии Проекта 921-2 ("Тяньгун-2" - в 2013 г. и "Тяньгун-3" - в 2015 г.). На их базе планируется создать автоматический грузовой корабль снабжения массой 13 тонн с полезной нагрузкой 6 тонн. "Тяньгун-2" будет с двумя стыковыми узлами (под "Шэньчжоу" или грузовой корабль снабжения). "Тяньгун-2" станет основой для модулей следующей китайской орбитальной станции "Тяньгун-3".

А на её базе будет создана большая китайская многомодульная постояннодействующая орбитальная станция со сроком службы около 10 лет. Без кораблей обслуживания она будет весить около 60 тонн. Ориентировочное начало строительства - 2020 г. К этому времени действующая сейчас МКС уже может быть сведена с орбиты.

В ноябре 2011 г. проведена первая стыковка в автоматическом режиме с орбитальной станцией "Тяньгун-1". В июне 2012 г. выполнена первая пилотируемая стыковка. В числе трёх айконавтов была первая женщина-тайконавт - Лю Ян. Стыковка с орбитальной станцией проводилась в ручном режиме. Через полторы недели экспериментов аппараты были растыкованы, и тайконавты возвратились на Землю. Лю Ян - космонавт четвёртого класса, космонавт-герой, майор ВВС КНР, летчик второго класса ВВС НОАК, бывший заместитель командира авиационной эскадрильи.

В июне 2013 г. осуществлена вторая экспедиция на ОС "Тяньгун-1". В полёте участвовала вторая женщина-тайконавт (Ван Япин). На начало 2012 г. в Китае было 3 космодрома: Цзюцюань (провинция Ганьсу, Северно-Западный Китай), Тайюань (Шанси, Северный Китай). Строится 4-й космодром - Вэньчан на острове Хайнань (Южный Китай); ввод в строй намечен на 2014-2015 гг.

25 декабря 2011 г. в Пекинском университете авиации и космонавтики был официально открыт Институт стратегического развития аэрокосмических технологий. Он будет интегрировать ресурсы научно-исследовательских учреждений и предприятий, в том числе Академии инженерных наук Китая, Пекинского университета авиации и космоса, Китайской корпорации авиационной промышленности, Коммерческой авиастроительной корпорации Китая и опираться (в процессе создания) на государственную платформу (авиационно-технологическую лабораторию). Цель - создать структуру наподобие NASA США.

Сейчас в Китае разрабатывают три ракеты семейства "Чанчжэн" ("Великий поход"). Ракеты должны обеспечивать экологическую безопасность, надёжность, дешевизну. Самая мощная из них - "Чансжэн-5" - сможет выводить на низкие орбиты полезную нагрузку до 25 тонн, а на геосинхронные орбиты (выше 35 тыс. км) - до 14 тонн. Ракета-носитель "Чанчжэн-6" будет выводить на солнечно-синхронные орбиты (высотой 600-800 км) полезную нагрузку весом до 1 т. Ракета-носитель "Чанчжэн-7" на низкие орбиты сможет выводить полезную нагрузку весом до 13,5 т, а на солнечно-синхронные орбиты - до 5,5 т. Секретарь парткома Китайского научно-исследовательского института ракетной техники Лян Сяохун сообщил, что в КНР разрабатывается ракета-носитель тяжёлого класса, способная вывести в космос полезную нагрузку массой до 130 тонн. Диаметр нового носителя приблизительно вдвое превысит диаметр нынешней ракеты-носителя "Великий поход". Новый носитель предназначен для посадки на Луну и исследований глубокого космоса.

В конце 2011 г. в Китае была введена в тестовую эксплуатацию навигационная система "Бэйдоу". По своим параметрам она мало в чём уступает американской системе G PS и российской ГЛОНАСС, но обходится потребителям существенно дешевле. Но в первую очередь она удовлетворяет потребности Народной освободительной армии Китая (НОАК). Китайские метеоспутники "Фэньюнь-3А" играют важную роль в области прогнозирования климата, контроля экологической обстановки и мониторинга стихийных бедствий. Армия Китая имеет оптические разведывательные спутники "Цзыюань" и радиолокационные спутники "Яогань". К спутникам дистанционного зондирования Земли относятся и океанографические спутники типа "Хайянь", а также малые космические аппараты мониторинга окружающей среды и контроля катастроф "Хуаньцзин".

В КНР разработан и испытан ряд систем вооружения, которые могут быть применены в космическом пространстве. В январе 2007 г. китайской противоспутниковой системой был сбит выработавший ресурс китайский метеоспутник, и его обломки существенно "загрязнили" околоземное пространство. Китайское правительство не намерено размещать эти системы на околоземных орбитах, но может развернуть их при необходимости. По оценкам экспертов, реальные затраты Китая на гражданскую космическую деятельность превышают 7 млрд. долларов в год и продолжают стремительно расти, уступая лишь США.

Китайскую Лунную программу полностью финансируют китайские военные. КНР планирует отправить своих граждан на Луну около 2024-205 гг., к концу 2020-х годов начать и к 2050 г. завершить строительство Лунной базы для изучения Луны и эксплуатации её недр. Для обеспечения этих работ будет создана сверхтяжёлая ракета-носитель "Великий поход-9".

По материалу Александра Железнякова